Дата
Автор
Ирина Гордиенко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бунт прошел с огоньком

«Колония Ходорковского» превратилась в палаточный лагерь

В ночь на воскресенье в исправительной колонии № 10 города Краснокаменска произошел бунт, начался пожар, и большая часть колонии сгорела. На территорию колонии были введены дополнительные силы спецназа, на усиленный режим несения службы...

В ночь на воскресенье в исправительной колонии № 10 города Краснокаменска произошел бунт, начался пожар, и большая часть колонии сгорела.

На территорию колонии были введены дополнительные силы спецназа, на усиленный режим несения службы переведена местная милиция. Разбираться в причинах бунта в тот же день прибыл директор ФСИН России Александр Реймер. В пресс-бюро ФСИН заявляют, что жертв и пострадавших нет.

Официальная версия уже ясна: бунт спровоцировали криминальные авторитеты, чтобы освободить подельников из штрафного изолятора и раскачать режим. Они намеренно подожгли бараки, разграбили магазин, били и крушили всё на своем пути. По крайней мере, именно так заявил старший помощник прокурора Забайкальского края по взаимодействию со СМИ Анатолий Усков.

Один из бывших адвокатов Михаила Ходорковского (который провел в этой колонии год), Ирина Хрунова несколько раз ездила к своему подзащитному. «Я очень удивлена «бунтом криминальных авторитетов» в ИК-10, — сказала она «Новой». — Эта зона полностью была под контролем администрации учреждения, бараки там никогда не были во власти криминальных авторитетов».

В целом обстановка в зонах Забайкалья была стабильной, и это даже несмотря на то что, как рассказывают сидельцы, в той же «десятке» продолжали действовать секции дисциплины и порядка (СДиП), куда заключенных принуждали вступать для «сотрудничества» с администрацией. Хотя специальным указом Александр Реймер запретил СДиПы еще в 2009 году.

Говорят, что ситуация в УФСИН начала резко меняться в апреле 2010 года, когда начальником забайкальского управления был назначен полковник Владимир Никитеев. В правозащитные организации массово стали поступать жалобы со всего края на действия администраций колоний и тюремного спецназа.

По нашей информации, осужденные «десятки» уже пытались привлечь внимание к произволу администрации менее радикальными способами. 27 марта они объявили голодовку, но в колонию был введен спецназ, и протест быстро подавили.

Глава «Забайкальского правозащитного центра» Виталий Черкасов считает, что причина бунта в ИК-10 — в действиях администрации колонии: «Они явно перегнули палку».

В ночь на понедельник в ИК-5 города Читы были доставлены 193 «погорельца» из Краснокаменска. Многие осужденные передвигались с трудом и хромали, на открытых участках их тел были видны следы побоев. Вновь прибывшие утверждают, что пожар в ИК-10 стал спонтанным ответом на произвол администрации колонии. «Мы давно получали тревожные сигналы оттуда, — говорит Черкасов. — Однако подтвердить эту информацию или опровергнуть из-за полной закрытости тюремного ведомства нам не удавалось».

Правозащитники настаивают на независимом расследовании причин бунта в ИК-10 с участием комиссии Общественной палаты РФ.

В настоящее время на территории колонии развернут палаточный городок, в котором размещены около 700 осужденных. Охрану заключенных осуществляют 200 сотрудников УФСИН и около 80 сотрудников МВД, 528 человек осужденных этапированы в другие исправительные учреждения Забайкальского края.

Комментариев от официальных лиц ФСИН России пока не поступало. Единственное, что сообщила «Новой» глава пресс-службы УФСИН Забайкальского края Оксана Кожемякина: «Создана рабочая группа по размещению перевезенных из ИК-10 осужденных, которую возглавил замначальника по тыловому обеспечению забайкальского УФСИН Виктор Офитин».