Палестинская контрреволюция

Еще один итог «арабских революций». Отношения между палестинскими группировками ФАТХ и ХАМАС вступили в период разрядки. Организации подписали план по созданию правительства Палестины. Впрочем, военный контроль группировок за их территорией сохраняется, что ставит под сомнение успех соглашения.
ФАТХ, ХАМАС и еще 11 палестинских организаций подписали сегодня соглашение, согласно которому устанавливается перемирие между враждующими группировками. Согласие сторон было достигнуто еще неделю назад, но теперь его подписали лидеры политических сил.
Соглашение предусматривает формирование временного правительства «национального единства» не из представителей различных палестнских фракций, а также проведение в течение ближайшего года выборов парламента и главы Палестинской автономии. Пока подписан «черновой вариант» соглашения, официальная церемония назначена на 4 мая. В военной сфере сохраняется статус-кво — вооруженные силы ФАТХ продолжат контролировать Западный берег, а ХАМАС — сектор Газа.
«Я намерен поехать в сектор Газа, чтобы создать правительство из известных национальных фигур, надеюсь, ХАМАС примет эту инициативу, и я смогу посетить сектор Газа», — пообещал Махмуд Аббас во время своего визита в Россию в конце марта 2011 года. Тогда это казалось почти невероятным, но после подписания нового соглашение и визит уже не кажется чем-то совсем уж несбыточным.
Договоренностям способствовали три фактора — неуступчивая позиция Израиля на переговорах, падение режима Мубарака в Египте и беспорядки в Сирии.
В ответ на интенсификацию действий ХАМАС с начала года и особенно в марте, когда боевики начали обстреливать израильские города ракетами, Израиль пообещал новую военную операцию против боевиков и де-факто заморозил переговоры с Аббасом. Операция, впрочем, ограничилась ударами израильской авиации, в ходе которых был убит один из лидеров ХАМАСа в Рафахе Тайсер Абу Снима. По информации израильской стороны
Позиция израильского правительства понятна: более жестких мер от него ждет население, да и обстановка в регионе далека от спокойной.
Волнения в Северной Африке и на Ближнем Востоке и падение режимов в Тунисе и Египте сделали реальной угрозу исламизации ряда государств региона.
Узнав о соглашении, израильский премьер Беньямин Нетаньяху призвал Аббаса определиться, важнее для того мир с Израилем или мир с ХАМАС. Израиль уже ответил экономическими санкциями — пригрозил не перечислять деньги, собранные израильскими таможенниками за произведенные в ПА товары, в бюджет Палестинской автономии до тех пор, пока палестинцы не докажут, что эти средства не пойдут на террористическую деятельность ХАМАС. Уже задержан транш в размере 88 млн долларов — внушительная для Палестины сумма. Однако это, как заявили в правительстве Аббаса, не повлияло на единение палестинцев.
Следует признать, что без падения режима Мубарака желание палестинцев объединиться вряд ли стало бы реальностью в ближайшее время. Египет еще при Мубараке пытался придумать план по объединению сектора Газа и Левого берега. В октябре 2010 план был предложен на рассмотрение ФАТХ и ХАМАС, но поскольку в основе его была объединительная стратегия Аббаса, ХАМАС отверг предложение. Теперь Египет еще и обещает открыть переход Рафах для движения товаров и людей, закрытый после прихода ХАМАС к власти в секторе Газа.
Когда Мубарак, относившийся к ХАМАС весьма скептически (проблем с исламистами у египетского лидера было немало) пал, новое правительство пересмотрело свою стратегию по отношению к процессу урегулирования. Аббас, которого традиционно поддерживал Мубарак, оказался в положении, когда в Египте могут прийти к власти «Братья мусульмане», а
ему самому не на кого опереться.
ХАМАС также изменил позицию. Его могли напугать, по предположению израильских политиков,
беспорядки в Сирии, где базируется политбюро ХАМАС и у власти пока находится дружественный организации президент Башар Асад.
Падение Асада стало бы неприятным сюрпризом для ХАМАС. Как писала газета «Аль Хайят» (арабоязычная газета, выходит в Лондоне), руководство организации уже планирует покинуть Сирию и переехать в более спокойный Катар. Вполне вероятно, что ХАМАС в случае падения Асада придется существенно снизить свою террористическую активность.
Сохранение военного контроля за противоборствующими группировками над де-факто подконтрольными им территориями заставляет скептически отнестись к перспективам мирного урегулирования вопроса. Согласится ли проигравшая палестинская политическая сила с победой противника на выборах, крайне сомнительно. Неясно, какие шаги может предпринять Израиль. Какую роль в урегилировании займут представители большой четверки по арабо-изральскому урегулированию (Россия и Британия уже поддержали мир между палестинцами). Очевидно лишь, что изменение политического ландшафта после волнений и смены режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке коснулось всех стран региона и сегодня формируется новая реальность, в которой не исключаются и пересмотры границ.