Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

У Ходорковского нашелся неожиданный защитник в Госдуме - бывший борец с олигархами


Бывший замгенпрокурора РФ, а теперь заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, единорос Владимир Колесников заявил, что приветствовал бы решение суда об условно-досрочном освобождении (УДО) Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

"Если суд примет решение об освобождении, я бы не возражал, я бы приветствовал такое решение суда", - заявил Колесников "Интерфаксу". По его словам, оба фигуранта уже понесли заслуженное наказание. "Всем все понятно", - добавил Колесников.

Нынешние заявления Колесникова интересны в контексте того, что, еще будучи заместителем генпрокурора РФ, он заявлял о виновности руководства ЮКОСа и подчеркивал, что в этом деле нет никакой политики. Согласно биографической справке газеты "Ведомости", Колесников занимал должность замгенпрокурора с 2002 года по 2006 год.

"Сложилась такая практика: как только кого-нибудь возьмешь, так тут же кричат "караул - политика", - заявлял в частности, Колесников в июле 2005 года, комментируя дело о даче экс-премьера РФ Михаила Касьянова в Сосновке. В этой связи он упомянул и такие громкие уголовные дела, как дело в отношении совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина, бывшего главы Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова, известных в Дагестане братьев Хачилаевых. "Прекратите воровать - и не будет никакой политики", - заявил замгенпрокурора.

А в июне 2005 года Колесников утверждал, что дело ЮКОСа не последнее дело против олигархов в России. "У нас в обойме есть дела. Могу сказать, это дело не последнее", - сказал он в эфире телеканала НТВ.

При этом Колесников заявил, что часть руководства ЮКОСа замешана в тяжких преступлениях. "Если не 100%, то некоторые в руководстве компании в крови", - отметил замгенпрокурора. По его словам, один из совладельцев ЮКОСа Леонид Невзлин, находящийся сейчас в Израиле, замешан именно в таких делах.

Колесников удивил единороссов: у него "не должно быть никакой позиции"

Между тем другой член "Единой России", первый замсекретаря президиума генсовета партии, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев намекнул, что с подобными комментариями надо быть осторожнее. Политики не вправе комментировать вопрос о целесообразности или нецелесообразности условно-досрочного освобождения экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, считает он.

"Это чисто юридическая процедура, и решение тут должен принимать только суд. Здесь не может быть и не должно быть никакой позиции политиков и политических партий", - заявил Исаев.

Помимо Колесникова, двое руководителей комитетов Государственной думы по законодательству Владимир Плигин и Павел Крашенинников считают, что у Михаила Ходорковского и Платона Лебедева есть все основания подать ходатайства об условно-досрочном освобождении. "Статья 50 Конституции нашей страны дает право осужденному за совершение преступлений той или иной тяжести ставить вопрос о смягчении наказания", - сказал Плигин, возглавляющий думский комитет по конституционному законодательству и государственному строительству.

В то же время он пояснил, что возможности для подачи такого ходатайства различны для лиц, приговоренных к различным срокам лишения свободы за совершение преступлений различной тяжести. Плигин не стал прогнозировать, какое судебное решение будет принято по поданному ходатайству об УДО: "С моей стороны было бы профессионально неправильным попытаться предопределить вердикт суда".

Павел Крашенниников, возглавляющий думский комитет по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству, также отметил, что национальное законодательство позволяет "каждому осужденному независимо от тяжести совершенного им наказания продать прошение об УДО".

"Этот вопрос четко регулируется российским законодательством, согласно которому такое прошение может быть подано адвокатами осужденного лица в зависимости от тяжести совершенного им преступления: кто-то может подать такое ходатайство по отбытии половины наказания, кто-то - одной трети, а кто-то - и трех четвертей определенного судом срока лишения свободы", - пояснил он.

Он также не стал прогнозировать возможное решение суда в отношении УДО. "Я не знаком в деталях с приговором по их делу, поэтому ничего конкретно по этому вопросу добавить не могу", - пояснил Крашенинников.

За освобождение Ходорковского и Лебедева выступил также лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Правда, исходя из его слов, в стране есть другие олигархи, которые еще не понесли заслуженного наказания, в отличие от экс-главы ЮКОСа. "Если бы я рассматривал этот вопрос, я бы учел, что он отбыл в значительной мере свой срок, и можно применить к нему другие формы воздействия, не связанные с пребыванием в тюрьме, чтобы тем самым предотвратить возможное повторение преступлений как им, так и другими", - сказал Зюганов.

При этом он отметил, что из всех российских олигархов наказанию подвергся лишь один Ходорковский. "Развалом нашей страны воспользовались в 90-х годах многие, и прежде всего олигархи. Среди них наказанным оказался Ходорковский, остальные же продолжают нещадно эксплуатировать ресурсы России", - подчеркнул лидер российских коммунистов.

Он считает, что сегодня надо спросить и со многих других олигархов, которые обогащаются за счет ресурсов российского государства. "Надо немедленно внести в Государственную Думу вопрос об итогах приватизации в 90-х годах прошлого столетия и спросить по всей строгости с тех, кто и сегодня бессовестно растаскивает богатства России", - сказал Зюганов.

Между тем член фракции ЛДПР в Госдуме Сергей Иванов сомневается в том, что Ходорковский и Лебедев будут освобождены досрочно. "На мой взгляд, перспектив мало", - сказал Иванов. По его мнению, главное препятствие - непризнание вины со стороны фигурантов дела.

Он заметил, что суд, когда рассматривает возможность УДО, обычно принимает во внимание то, признал ли человек свою вину. "У нас это, считаю, главное условие для освобождения", - заметил он. Если же, добавил парламентарий, Ходорковский и Лебедев заявят, что они не считают себя виновными, то суд вряд ли примет решение в их пользу.