Жива, курилка
Обстоятельства места. Пермская табачная фабрика «Астра» вот уже пять лет как перестала травить страну — производство свернуто в 2006-м. С тех самых пор ее веселенькие красные корпуса бессмысленно стоят прямо в центре города, не производя ни шума, ни запаха, ни собственно сигарет. И вот, после перерыва, «Астра» пытается производить смыслы: под шапкой «Белых ночей в Перми» ее пустующие промышленные площади частично заняли современные художники из Питера, Самары, Перми, Твери и Нижнего Новгорода. Получилось страшно, но симпатично.
Производство сигарет на пермской табачной фабрике «Астра» давно прекратилось, зато сами помещения — остались. Длинные корпуса из красного кирпича занимают целый квартал в центре города. Их одно время хотели снести, чтобы построить на месте не функционирующей «табачки» что-нибудь более полезное, но дело до этого так и не дошло. Не потому, что комплекс фабричных зданий обладает иммунитетом как «историческая застройка» (кого это когда волновало особо?) — просто почвы в этих местах очень уж нестабильные. Фабрика находится в низине — из-за долгих июньских ливней рядом с «табачкой» провалился асфальт, и один из автомобилей частично ушел под землю. Это может отпугнуть архитекторов и инвесторов, но никак не художников (они, наоборот, неровно дышат к опустевшим промзонам) — в начале июня, под шапкой «Белых ночей в Перми» заброшенный корпус фабрики принял одну из многочисленных выставок современного искусства.
Фото: Иван Козлов / Соль
Табачная фабрика появилась на территории Перми в военные годы: в 1942 году ее создали на базе оборудования, эвакуированного из Ленинграда и Одессы. В 1943-м «табачка» уже стабильно поставляла продукцию на фронт. Вплоть до 2006 года «Астра» радовала курильщиков, выпуская до трех миллиардов сигарет в год. Ну, «радовала», наверное, сильно сказано — с элитными сортами табака здесь никогда не работали, только народными — но люди курили и не жаловались. А «Прима» местного производства вообще стала одним из важных пермских брендов.
Так или иначе, пять лет назад все прекратилось — новый собственник предприятия был заинтересован в постройке отеля на месте корпусов «Астры», а не в выпуске сигарет. Производство свернули, отель по вышеозначенным причинам так и не построили, а корпуса до сих пор стоят: частично нашпигованные различными мелкими конторами, частично — в запустении и разрухе.
А там, где царит запустение и разруха, само собой заводится современное искусство — это уже тренд последнего десятилетия. Перепрофилированные «Винзавод» и «Красный октябрь» уже мало кто себе может представить вне художественного контекста. Та же участь постигла и пермскую «Астру» — в этом году в одном из ее корпусов, расположенном по адресу улица Советская, 65а, организовали выставку в рамках проекта «Культурный альянс». На два этажа пустили художников из Питера, Самары, Перми, Твери и Нижнего Новгорода.
Фото: Иван Козлов / Соль
Содержание выставки по большей части соответствует ее антуражу. Если резюмировать: на табачной фабрике попросту очень страшно. Это бросается в глаза, даже если не присматриваться к работам, висящим на стенах, а просто ходить по помещению и ощущать, как нагнетается саспенс. Если в начале осмотра зрителя жалеют и показывают ему довольно невинные фотографии пермских фотографов, то дальше, на втором этаже, начинается такое, что не грех бы повесить табличку «18+». Справедливости ради, такая табличка там висит — но только перед залом с серией откровенных снимков. А вот, например, в зал тверского объединения с говорящим названием «ЪЁРРО ЪОГ ОВ», которое на табачке выставило серию работ «Аскетический гедонизм», все заходят совершенно свободно и приводят детей. Происходит это примерно так:
— Дорогой, веди Машу сюда, здесь куклы какие-то.
— Сейчас, мы идем.
— Да, давай... Господи, нет, уводи ее, уводи, не показывай ей это!!
Фото: Иван Козлов / Соль
В зале действительно куклы — сами художники в аннотации называют их «этнотрэшурбанвыродками». Куклы сшиты таким образом, что сам Клайв Баркер, создатель культовой серии хорроров «Восставший из ада», наверняка позавидовал бы замыслу тверских арт-деятелей.
Примерно это же случается, когда зрители попадают в затемненный зал художников Аксеновых. В центре зала стоит аквариум, в котором плавает живая рыбка и угрожающе урчит компрессор, а по стенам развешаны фотографии ужасных монстров. Монстры эти похожи на рыб, которых разобрали на органы, а потом соединили все элементы в произвольном порядке. Видимо, примерно так и Аксеновы и поступили.
Фото: Иван Козлов / Соль
Коллекция глубоководных гадов составляет неплохой ансамбль с другими экспонатами с этого этажа — например, в центре коридора есть две грязные ванны, на одной из которых изображена утопленница, а другая просто заполнена какой-то грязной и мутной жидкостью.
В целом выставка на табачке производит по-хорошему тягостное впечатление — его не под силу нарушить даже залу с картинками в полукарикатурном-полуэротическом стиле «советского пин-апа».
Вход на преображенную совриском «табачку» свободный, действовать она будет до 26 июня. Так что жители Перми и те, кто приехали в город на «Белые ночи», уверенные в своих нервах, могут еще увидеть и адских кукол, и портреты из рыбьих кишок, и другие проекты участников «Культурного альянса». Тем более что даже самые безумные и пугающие творения российских художников все равно безвреднее для здоровья, чем, например, сигареты «Прима».
Поддержка данного мероприятия была осуществлена Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
Follow @saltt_twit