Дата
Автор
Георгий Бородянский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Процесс в стадии шизофрении

Омский предприниматель поставил диагноз правосудию

Семь лет понадобилось омским правоохранителям, чтобы посадить на скамью подсудимых директора строительной компании Александра Курмелева. Первый раз уголовное дело по статье «Мошенничество» (ст. 159 ч.3) против него было возбуждено 14 мая...

Семь лет понадобилось омским правоохранителям, чтобы посадить на скамью подсудимых директора строительной компании Александра Курмелева. Первый раз уголовное дело по статье «Мошенничество» (ст. 159 ч.3) против него было возбуждено 14 мая 2004 года.

Курмелев обвинялся в присвоении ангара и гаража, принадлежавших, по версии следствия, другому хозяйствующему субъекту, с которым у обвиняемого были партнерские отношения.

Как выяснилось через год в арбитражном суде, указанному субъекту эти объекты не принадлежат: он был всего лишь их арендатором. За отсутствием состава преступления в июле 2004-го расследование уголовного дела было прекращено. Однако по прошествии пяти лет, в марте 2010-го, дело вновь возбудили. Ходатайствовал о возбуждении начальник регионального управления УГРО Валерий Калганов.

В заявлениях на имя генпрокурора, председателя Следственного комитета, президента РФ Курмелев поясняет причины «перевозбуждения» управления по борьбе с оргпреступностью. «В свое время я давал г-ну Калганову в долг на строительство дома в пригородном поселке Ростовка 700 тысяч рублей. Когда попросил его эти деньги вернуть, он инициировал следственные действия», в ходе которых, пишет предприниматель, ему было предложено заплатить за «непродление сроков расследования» сначала 300 тысяч рублей, а после 1,5 млн.

Нам трудно судить о достоверности этих фактов. Вместе с тем не исключено, что «катализатором» дела в 2010 году могла стать и общественная деятельность Курмелева — к примеру, видеообращение на сайте YouTube, где он назвал следственный изолятор (СИ-3) «омским Освенцимом» (см. «Новую газету», № 30 за 2011 г.).

Как бы то ни было, в мае прошлого года шестеро вооруженных сотрудников омского УГРО прибыли в Тюменскую область, где Александр Курмелев проводил отпуск у родственников, и взяли его там под стражу. В тот же день арестовали его супругу и четырехлетнюю дочь (см. «Новую газету», № 14 за 2011 г. — «Клетка для Ксюши»).

Дело предпринимателя следствие довело до суда. Длится он уже более 7 месяцев и уникален отсутствием потерпевших. За прошедшие годы юридическое лицо, претендовавшее на ангар и гараж, несколько раз сменило владельцев, и ни один из них после решения арбитража претензий к подсудимому не имеет. Чтобы восполнить этот пробел, Александр Курмелев уговорил родную сестру, которая представляет его в суде, купить и оформить на свое имя «пострадавшую» фирму. Возникла уникальная ситуация: защитница подсудимого одновременно является и потерпевшей от него.