Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Это троллинг

АНДРЕЙ ЛОШАК о троллях в сети, искусстве и политике

© Александр Блосяк 1.Ради лулзов

Читать! 4 года с OPENSPACE.RU: Best of the Best Юровский об опере «Мастер и Маргарита» Заветные желания наших авторов и коллег Сергей Жадан. Ворошиловград Лена Катина: «Эти песни надо петь пожизненно» Понятно, что участники забавы с обеих сторон — люди специфические. Жертвами становятся как совсем юные создания, сколь бесхитростные, столь и самонадеянные, так и вполне взрослые особи, не уяснившие золотое правило интернета: don’t feed the troll — не корми тролля. Все они совершают одну и ту же ошибку — переоценив собственные силы, вступают в противоборство. Для троллей это как запах крови.

Вот типичный пример троллинга, описанный в статье на «Луркморье»: «Под самый конец передачи Катя затронула тему скандала с телевизионщиками, которые выпустили в эфир запись повешения «Ку-клукс-кланом» некой жертвы. Один из анонов (т.е. анонимов, что является важнейшим условием интернет-троллинга. — прим. автора) встал на защиту выпускающих редакторов зомбоящика, спросив: “А почему вы говорите так, словно убить человека — это что-то плохое?” Довольно тонкий тролль, которого не обрубили на полуслове, даже успел закончить свою мысль, сказать “спасибо” и положить трубку». Сегодня Катя Гордон активно занимается проектом «Убить интернет» — впрочем, все в том же интернете. Но сломать психику человеку, выжившему после поединка с Ксенией Собчак, наверно, уже невозможно.

. Жизнь девочки и ее родителей вскоре превратилась в кошмар. Им звонили из полиции, присылали счета из банков, на дом приезжали врачи, доставщики пиццы и представители страховых компаний. В результате возник новый мем: плачущая Джесси и ее разъяренный отец, потрясающий кулаками в веб-камеру: «Вам конец, уроды! Я обращусь в киберполицию!!!» Последняя фраза особенно повеселила участников троллинга. Теперь Джесси и ее отца донимают звонками «киберполицейские».

О том, как далеко может зайти троллинг, свидетельствует история студента экономфака СПбГУ Леонида Василевского. Все началось с невинного фотоконкурса «Улыбка на миллион», организованного компанией Wrigley. Участники конкурса постоянно подвергались атакам троллей, большинство их игнорировало, но 19-летний Василевский решил, что он это дело так не оставит. «За оскорбления ответишь по закону! У меня есть связи! Встретимся в суде!» — писал юноша обидчикам, и с каждой новой репликой количество их умножалось в разы. Подробное описание атаки есть на том же «Луркморье»: «Вскоре “Вконтакте’ было уже более полутора десятков “Леонидов Василевских”, которые гадили на “стенах” Лёниных друзей, делали вид, что торгуют наркотиками, оставляя Лёнин телефон, бесновались на форуме mvd.ru. Леониду поступали на трубку многочисленные звонки и смс с требованием запилить дверь, а некто tupoy-virtual завел страницу ЖЖ, на которой вел “дневник” от имени Лёни. Обиженные “Леонидами” пользователи “Вконтакте” создали группу “Леонид, гори в аду!”»

Magazine опубликовал большую статью об американских троллях. Один из них, некто Fortuny, заявил: «Троллинг — это что-то вроде интернет-евгеники». Другой тролль, Weev, описал самого себя как нечто среднее между индуистской богиней разрушения Кали и трикстерским богом Локи из скандинавской мифологии: «Локи был хакером. Другие боги боялись и не любили его, но нуждались в его мастерстве». Автор статьи предпринял даже попытку фрейдистского анализа поведения тролля, выяснив, что Fortuny в детстве подвергся сексуальным домогательствам со стороны собственного дедушки.

[09.07.11 0:36:41]Albert Alien:Троллинг — это работа на негативных эмоциях. Любого же человека можно задеть, если знать как — ну или суметь быстро прикинуть. Удары наносятся по комплексам, а комплексы, они ж у целого народа бывают. Ткнули — зашевелилось! О, давайте еще потыкаем! [09.07.11 0:37:31] pluto: то есть такое нащупывание болевых точек? [09.07.11 0:38:20] Albert Alien: нет, битье по ним. Толстый троллинг — битье по площадям; тонкий — с точным расчетом. Тонкий троллинг неочевиден, так что поражающий эффект оказывается растянутым во времени. Это как… Ну вот можно человека убить выстрелом в затылок, а можно придумать что-то поинтереснее, например добавить ему в чай полония. [09.07.11 0:38:53] Дмитрий, мне кажется или троллинг происходит в данный момент? [09.07.11 0:39:38] Нет, хотя это нормальная ситуация, когда разговор о троллинге перерастает собственно в троллинг. Более того, прочитав статью о троллинге в Википедии, вы поймете, что под это определение можно подвести практически любое высказывание. В том числе и мое.

[09.06.11 1:43:56] Albert Alien: «троллинг» — это возможность получить острые ощущения, не вставая с дивана. Люди в интернете мгновенно теряют эмпатию, эмоциональный контакт и прочие интересные вещи. Вот и приходится, чтобы вызвать хоть какие-то эмоции, прибегать к средствам, за которые 30 лет назад на месте убили бы. Да и сейчас вживую могут. [09.06.11 1:44:49] pluto: А зачем? Эмоции притупились? [09.06.11 1:45:26] Albert Alien: Скорее притупились оскорбления.

3. Троллинг в офлайне

Последнее время слово «троллинг» или, как его еще иногда называют, «трололо», все чаще употребляется по отношению к вещам, с интернетом никак не связанным. Более того, изучив вопрос, понимаешь, что троллинг в офлайне присутствует уже давно, просто слова такого раньше не было. Принципиальная разница в онлайн- и офлайн-троллинге в том, что в последнем отсутствует анонимность. Следовательно, степень ответственности за хулиганские выходки несоизмеримо выше.

Первым, кто начал на этом зарабатывать, был американский комик Энди Кауфман. Сам он вообще-то себя комиком не считал, предпочитая шокировать, а не смешить. Его называли «королем отрицательных эмоций». На своих выступлениях Кауфман оскорблял женщин, вызывая их на борьбу и кладя на лопатки, однажды он инсценировал смерть пожилой зрительницы от сердечного приступа и несколько минут наслаждался картиной всеобщего смятения. В Лас-Вегасе публика особенно неистово требовала шуток из телесериала, в котором он снимался, в ответ Кауфман открыл книгу и прочитал вслух от корки до корки «Великого Гэтсби». Он мог специально не шутить или шутить несмешно, доводя людей до бешенства, чтобы потом внезапно изобразить Элвиса. Делал он это настолько мастерски, что публика за несколько минут волшебства прощала ему все унижения и оскорбления. В своем телешоу он ссорился в эфире с актерами, переходил на личности, орал на невидимых продюсеров, был первым, кто на монтаже начал специально добавлять телевизионные помехи. Наскучив самому себе, он придумал вымышленного персонажа Тони Клифтона, пузатого усатого хама в темных очках, позволявшего себе все то, что не мог позволить Энди, — например, вылить воду на голову зрителю (подставному, конечно, он же офлайн-тролль). Чтобы доказать публике реальность Клифтона, он нарядил в него своего сценариста и устроил с ним на сцене безобразную разборку с дракой. Когда после выступления продюсер Кауфмана возмущенно заявил ему, что эта выходка была отвратительна и в зале никто не смеялся, Энди ответил: «Какая разница, зато нам двоим было по-настоящему весело». Конечно, то, чем занимался Кауфман, являлось в чистом виде троллингом хомячков, причем исключительно ради собственных лулзов, недаром американская «Энциклопедия драматика» — прототип русского «Луркморья» — называет его святым покровителем троллей. В 35 лет у Кауфмана обнаружился рак четвертой степени, но даже процесс умирания он сумел обставить так, что многие до самой смерти не понимали, он болен всерьез или это очередная несмешная шутка.

Кауфман был королем чистого троллинга. В России чем-то похожим, с поправкой на питерское декадентство, занимался Сергей Курехин, обожавший мистифицировать публику. Его знаменитый монолог «Ленин — гриб» стал первым опытом троллинга аудитории на тогда еще советском телевидении. Когда Курехина спросили в одном из интервью, какова была цель этой акции, он ответил: «Никакой цели: просто игра ума».

С тонкими троллями сложнее. Никогда не поймешь, всерьез они или это «троллинг такой троллинг». Взять, к примеру, прокремлевские молодежные движения. Практически все их истерически-идиотические акции ничего, кроме чувства отторжения, вызвать не могут. С другой стороны, отвращение, которое они вызывают, так велико, что распространяется на всю общественную деятельность. Люди слышат: «акция, митинг» — и представляют пустоглазых нашистов в казенных маечках с трехцветными флажками, что немедленно вызывает сильнейшие рвотные позывы. А это уже тонко — власть заинтересована в дискредитации гражданской активности.

Страницы: 1 2 3 Следующая »