Инопресса: выигравших от нового американского кризиса нет
Сейчас, когда на горизонте вырисовывается соглашение по американскому госдолгу, пришло время понять, кто выигрывает от этого кризиса в США, указывает западная пресса. "Цирк" с повышением лимита американского госдолга слишком затянулся и в итоге, похоже, проиграли почти все. Впрочем, россияне, которые не понаслышке знают, что такое "дефолт", по поводу Америки могут не волноваться, констатирует InoPressa.ru в обзоре наиболее заметных иностранных статей на эту тему.
Хотя Барак Обама с демократами пошел ради достижения соглашения на большие уступки, приняв основные требования республиканцев, это может и не дать им преимуществ на предстоящих выборах ввиду сложности ситуации и непредсказуемости результатов, отмечает испанская El Pais.
- The Washington Post: "цирк слишком затянулся"
- Дефолта США опасается каждый третий россиянин
- Обозреватель Максим Блант: заложниками "опасной игры" являются все без исключения
Обама пошел на принципиальные уступки, согласившись на сокращение социальных расходов без компенсации в форме повышения налогов для богатых, продолжает газета. В связи с этим в ближайшие дни следует ожидать бурю недовольства в стане левых.
В то же время Республиканская партия продемонстрировала радикализм и безответственность, вызывающие сомнения в ее способности управлять страной, - в итоге республиканцы рискуют оттолкнуть независимых избирателей и ослабить позиции своих основных лидеров.
Бесспорно проигрывают на данный момент сами Соединенные Штаты, пережившие нечто вроде "политического Вьетнама", подпалившего их престиж как страны, надежность как великой державы и состоятельность как экономического образца, пишет El Pais. Сегодня мир имеет полное право задаться вопросом: "можно ли оставлять в руках американского политического класса, который так ведет себя в жизненно важном для интересов США вопросе, другие критические для международной стабильности решения?".
Мир засомневался в разумности Вашингтона и заговорил о "закате" США
Кризис породил разумные сомнения в способности США как доминирующей державы действовать в соответствии с интересами других стран во имя процветания и мира во всем мире, подчеркивает автор статьи. Для врагов США этот день будет отмечен в календаре как одна из вех, знаменующих закат этой страны.
Но в самих США такого ощущения нет. Стремление поскорее ответить на давление вынуждает обе партии минимизировать собственные потери и усугублять ущерб, нанесенный противнику.
Предвыборная кампания начинается через полгода, и очень важно, как избиратели интерпретируют сегодняшние события в Вашингтоне, отмечает газета. На бумаге это бесспорный успех республиканцев, так как соглашение входит в явное противоречие с обещаниями президента, демонстрируя его чрезмерную мягкость и склонность к примирению, однако Белый дом надеется, что эти характеристики - дефект лишь в глазах левых, а в глазах широких масс населения окажутся добродетелью. Общественное мнение хотело соглашения, пишет газета. Чьей заслугой является это соглашение - гибкости Обамы или жесткости республиканцев, - выяснится позже.
Иностранное слово "дефолт"
Между тем в эфире российских телеканалов чуть ли не каждый час звучит иностранное слово "дефолт" в связи с ситуацией в США, пишет в блоге на сайте The Wall Street Journal журналист Александр Коляндр. Согласно соцопросам, каждый третий россиянин страшится американского дефолта. Но крупные финансисты совершенно спокойны.
Слово "дефолт" вошло в русский язык в августе 1998 года и стало символом безысходности и роковых событий, поясняет автор статьи. Поэтому теперь миллионы россиян гадают, что станется с долларом и нужно ли продавать свои запасы американской валюты. "Они также испытывают легкое удовлетворение по поводу того, что всесильная Америка тоже "захворала", - замечает Коляндр.
Возможно, эти настроения основаны на мнении, что Вашингтон - главный соперник Москвы, либо вдохновлены позицией премьера Путина, который назвал монетарную политику США хулиганством.
Со своей стороны, замминистра финансов России Сергей Сторчак заявил, что в Вашингтоне наверняка будет достигнут компромисс, а облигации Казначейства США не имеют альтернативы. Председатель совета директоров "Норильского никеля" Андрей Бугров заметил, что эти облигации даже в случае снижения рейтинга США "останутся самыми надежными ценными бумагами в мире. Возможно, они сделаются вторыми по качеству, но в отсутствие бумаг высшего качества это ничего не значит".
Напомним, в США был достигнут компромисс, который позволит стране избежать дефолта. Лидеры обеих партий в Конгрессе достигли соглашения, о чем и объявил президент Барак Обама 31 июля. Речь идет о сокращении государственных расходов на 1 триллион долларов в течение 10 лет. Одновременно согласован пакет мер на 3 триллиона, предусматривающий увеличение потолка госдолга и позволяющий правительству выполнять свои финансовые обязательства.
В результате, объяснил Обама, расходы на внутренние программы будут доведены до самого низкого уровня со времен президентства Дуайта Эйзенхауэра. Тем не менее, по его словам, этого уровня достаточно для того, чтобы правительство США продолжало создавать новые рабочие места, инвестируя в такие области, как образование и научные исследования.
План предполагает жесткое сокращение государственных расходов, но не затрагивает пенсионную систему и здравоохранение. Налоги на богатых в его рамках увеличены не будут.
The Washington Post: "цирк слишком затянулся"
Издание The Washington Post называет сложившуюся ситуацию "цирком", который "слишком затянулся". К тому же, отмечает газета, окончательное решение до сих пор не принято.
Первый этап предполагает сокращение затрат более чем на 900 млрд долларов в обмен на эквивалентное увеличение потолка госдолга. Второй предполагает призыв к "суперкомитету" Конгресса найти дополнительные 1,2-1,5 трлн долларов сбережений в ноябрю.
Основным камнем преткновения стал механизм, который будет задействован в случае, если комитет не сможет достигнуть соглашения. "Триггер" предусматривает только автоматическое сокращение затрат, а не налогов, как того хотели демократы и что предполагало бы любое разумное соглашение. Но вопрос о том, какие именно программы будут освобождены от сокращений и как будут распределены сокращения между внутригосударственными и оборонными расходами, был предметом разгоряченных закулисных дебатов.
Между тем Белый дом, похоже, достиг своей цели обеспечения достаточного повышения потолка госдолга, чтобы пережить выборы 2012 года.
Возможно, это было единственным возможным решением в этот поздний час. Но это не то решение, которым может гордиться кто-либо из участников этого захватывающего представления, заключает издание.
Дефолта США опасается каждый третий россиянин
Негативных последствий возможного американского дефолта опасается почти каждый третий (31%) экономически активный житель России, однако большую часть наших соотечественников такой вариант развития событий не беспокоит. 21% граждан пока не могут определить свое отношение к возможному кризису американской экономики, показал опрос, проведенный 25 июля в РФ порталом Superjob.ru среди 1600 респондентов.
Между тем страх перед возможным крахом американской экономики существенно влияет на популярность доллара - хранить свои сбережения в американской валюте считают целесообразным только 7% наших сограждан. Большинство же россиян (39%) отдают предпочтение рублям. Однако, как показал опрос, многие из тех, кто придерживается данного мнения, руководствуются привычкой или патриотическими настроениями, а отнюдь не верой в устойчивость российской валюты: "Я гражданин России"; "Как-то роднее, что ли".
Хранить сбережения в евро считает надежным пятая часть (22%) опрошенных. А еще 18% респондентов думают, что выгоднее всего вкладывать деньги в другую валюту (например, в швейцарские франки), золото, недвижимость и предметы антиквариата.
В свою очередь 14% сограждан вообще не знают, в чем лучше всего хранить сбережения.
Социологи отмечают, что около года назад, когда проводился аналогичный опрос, оптимальным вариантом для хранения сбережений доллар США считали 8% россиян, тогда как рубль был заметно популярнее (46%). Хранить накопления в евро считали целесообразным 14% наших сограждан, что на 8% меньше, чем сегодня.