Эксперты НГ: эфэсбешники вытащили теракт к выборам Путина

Предотвращение теракта в Подмосковье и ликвидацию банды из четырех кавказцев, планировавших взорвать "Сапсан", "Независимая газета" в номере от 16 августа 2011 года квалифицирует как часть избирательной кампании. Эта история, изложенная вчера "Коммерсантом", слегка напугавшая на фоне летнего отсутствия новостей, в сетевых СМИ весь день описывалась как триумф правоохранительных органов. Теперь эксперты, опрошенные газетой, пытаются проанализировать этот триумф как "составную часть президентской избирательной кампании".
«С какого момента ситуация контролировалась спецслужбами? - задается вопросом заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин. - Поскольку деятельность их совершенно непрозрачна, мы не можем сказать, в какой мере они террористам противодействуют, а в какой мере сотрудничают с теми, с кем борются. Достаточно вспомнить события 12-летней давности, когда события в Чечне позволили переломить настроения граждан страны в преддверии другой избирательной кампании».
По мнению социолога, такие сообщения зомбируют россиян, внушая мысль, что ФСБ - это хорошо: «Люди будут склонны ориентироваться во власти на более сильные фигуры, которые смогут «навести порядок в стране». А символ наведения порядка у нас – Владимир Владимирович Путин. То есть любого рода игры на поле реальной опасности работают на повышение симпатий к премьеру».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что, хотя "история с «Сапсаном» звучит достаточно убедительно", "пока не очень понятно, насколько проблема безопасности действительно тревожит сегодня избирателей". Власть любит педалировать тему безопасности, поскольку "чувствует себя несколько более уверенно, но это не всегда имеет большое значение для избирателей. Конечно, когда происходят теракты, тема резко актуализируется. Но, скажем, безопасность мелкого бизнеса сегодня может оказаться для избирателей на более высоком месте».
Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский подчеркивает, что такие истории вроде взрыва «Сапсана» спецслужбы «могут вытаскивать каждый день»: «Это большой резерв, который используется тогда, когда он нужен. Как правило, в ситуации, когда много критикуют власть. Или когда уж больно много взрывов и надо доказывать, что спецслужбы мышей ловят, и ловят активно. Либо в случае каких-то кампаний, как сейчас – президентской». Информацию о «предотвращенных» преступлениях очень трудно проверить: «Они действительно могли найти таких людей, но, скажем, полгода тому назад. Была какая-то информация, и они ее использовали. Либо действительно кто-то хотел взорвать, но поди проверь...»