Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Детектор правды

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев провел курс аутотренинга для псковских полицейских

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев провел курс аутотренинга для псковских полицейских

15 августа 2011 года в Псков на несколько часов прибыл глава МВД Рашид Нургалиев. Министр, который только за понедельник до Пскова посетил Петрозаводск, а после – Великий Новгород и Санкт-Петербург, постарался коротко обрисовать новоиспеченным полицейским дальнейший ход реформы органов внутренних дел, а также уверить сотрудников полиции, что теперь их работа будет оцениваться совсем по-другому.

| | | --- | |

| | Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев не взволновал псковских полицейских разговором о служебной дисциплине, но возбудил перспективами повышения заработных плат. Фото: Пресс-центр администрации Псковской области |

В ходе совещания, которое превратилось в сольное выступление министра, г-н Нургалиев действительно львиную долю времени уделил теме переаттестации. Правда, выступление главы МВД местами заканчивалось риторическими вопросами воспитательного характера вроде: «И чего нам теперь не хватает, чтобы хорошо работать?».

Из речи Рашида Гумаровича создалось полное впечатление, что лично министр уверен: после переаттестации и сокращения «отстающих» качество работы полиции должно значительно улучшиться, а мнение общества относительно работников МВД должно измениться в позитивную сторону.

«Авторитет в глазах населения можно заслужить только качественной и добросовестной работой, – воспитывал подчиненных министр. – Мы должны с вами работать честно и профессионально. И мы не можем делать ошибок. Все возникающие вопросы должны решаться не силой, а правильными грамотными действиями».

Конечно, это было похоже на дежурную фразу, и г-н Нургалиев доверительно сменил тон беседы: «Коллеги, давайте поговорим объективно: за чертой остались те, кто не прошел в наше подразделение. Значит, там же, за чертой, должны остаться коррупция, взяточничество, превышение должностных полномочий, «крышевание», подработки, я не знаю, что еще! Здесь уже остались лучшие из лучших. Остается одно: честно работать и выполнять свой служебный долг».

Фразы «работать добросовестно» и «выполнять свой служебный долг» министр Нургалиев повторял в ходе выступления не один раз, как будто бы не очень надеялся, что запомнят. Или добросовестности так и не хватает, а вот долгов – наоборот.

Мнение общества о полиции, по мнению министра МВД – ключевой показатель, на который Нургалиев призывает равняться. Он сделал коллегам замечание, что общественные СМИ пишут о работе министерства оперативнее и в большем объеме, а государственные СМИ и ведомственные пресс-службы – отстают.

«Почему о сидящих здесь офицерах не знает Псковская область? Почему не знает страна? Нет, мне не нужен никакой пиар! Я это никогда не терпел и не терплю. Просто я и, в первую очередь, простые граждане должны знать о нашей сложной службе. Я больше не буду терпеть, если увижу, что из какого-то региона о проблемах в министерстве и управлениях пишут другие, а мы молчим, я буду просто снимать с работы. Мне такой работы не надо, иначе люди нам никогда не поверят!».

Сложно сказать, относились ли эти слова к «журналистам в погонах» или собственно полицейским, не нашедшим успешного контакта с независимыми медиа.

Возвращаясь к теме неостывшей переаттестации, министр сообщил псковским подчиненным, что процедура признана успешной, проведена объективно и всесторонне. Одним из главных качественных достижений переаттестации г-н Нургалиев назвал ротацию кадров высшего звена. Многие руководители (а это порядка 75 только генералов), были «ротированы» в другие субъекты РФ. С какими формулировками генералы были «ротированы» в другие регионы, Рашид Гумарович не сообщил – так же, как и не сказал, почему ротация внутри системы – это наказание.

Но министр предполагает, что некоторые дела о сокращениях могут получить продолжение в залах суда, потому что не все согласятся с сокращением и увольнением: «Те служащие, которые не прошли переаттестацию, могут подать иск в суд. Для того, чтобы суду было на что опираться, все личные качества и отношение к службе таких служащих должны быть запротоколированы. Все эти документы надо в электронном виде отправить к нам и должны у нас храниться, чтобы мы могли дать точную характеристику», - предупредил события министр.

| | | --- | |

| | Губернатор Псковской области Андрей Турчак получил возможность выслушать доклад министра внутренних дел о принципах кадровой политики в крупном государственном ведомстве. Фото: Пресс-центр администрации Псковской области |

Недавно, в середине июля, президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел». Как сообщил псковским полицейским министр МВД, закон предусматривает реформирование структуры денежного довольствия, решает жилищный вопрос, в нем также закреплены нормы, связанные с медицинским и пенсионным обеспечением, а также гарантии семьям погибших сотрудников.

«Предполагается, что с 1 января 2012 года зарплата лейтенанта на первом году службы составит 33 тысячи рублей, - с ходу шокировал значительную часть зала г-н Нургалиев. – А с учетом различных надбавок (их предусмотрено восемь) зарплата может дойти до 40 тысяч рублей. Таким образом, оклады могут вырасти в 4 раза».

Затем министр предложил желающим в зале взять калькулятор и посчитать вместе будущую зарплату старшего лейтенанта в должности старшего оперуполномоченного с выслугой от 5 до 10 лет. По подсчетам министра, нынешняя зарплата такого сотрудника составляет 22,7 тыс. руб., а уже с 1 января 2012 года составит 49 тыс. руб.

«Все согласования в министерстве финансов уже получены!», - воодушевленно заявил коллегам Рашид Нургалиев.

В зале с самого начала подсчетов стоял настоящий шум возбуждения: полицейские то ли не верили министру, то ли не верили своему счастью.

«Какое оживление…», - впечатлился сидящий рядом с министром губернатор Андрей Турчак.

Да, при обсуждении вопросов самой полицейской службы такого воодушевления не было.

«Важно, что действие будет распространяться на всех сотрудников: полиции, внутренней службы или юстиции», - осчастливил под конец всех, кого можно, министр.

Правда, после этого Рашид Нургалиев посчитал вполне уместным сделать новоявленным полицейским ряд жестких замечаний. А вместе с замечаниями – фактически признать существенные недостатки в работе министерства внутренних дел «дополицейского периода»: «Нужно менять подход к подбору оперативных дежурных. На должность оперативного дежурного назначались раньше по остаточному принципу те, кто не состоялся в уголовном розыске, в экономическом блоке, кто досиживает до пенсии.

Нам таких дежурных и «ночных сторожей», которых сегодня много в ЧОПах [частных охранных предприятиях], у дверей больших супермаркетов, не надо. Оперативный дежурный – это управленец. Он как никто другой первый получает сигнал и, оценивая его, принимает решение», - пытался в режиме реального времени поменять устоявшиеся традиции министр.

Одна из самых принципиальных реплик г-на Нургалиева касалась подбора кадров новых полицейских и, в первую очередь, молодежи: «Сейчас есть возможность обратить внимание на качество подбора персонала. Должно быть комплексное обучение личности. Кроме обычного тестирования он в некоторых случаях должен пройти и проверку на детекторе лжи!

…Да, раньше мы с вами формировали личные дела наших будущих офицеров, только изучив их анкетные данные, узнав, кто их родители, но мы их с вами не тестировали, не изучали их личных качеств, не выясняли, может ли каждый день человек видеть смерть, встречаться постоянно с асоциальными элементами. Кто это изучал?.. Никто.

Молодой человек, который хочет быть офицером, просто не представляет, с чем ему придется столкнуться, у него в голове романтика – фильмы, книги. А здесь – реальная жизнь. А если потребуется и придется переступить грань, встать грудью на защиту мирных жителей нашей страны, всякий ли сможет это сделать?».

Так получилось, что эти вопросы были заданы непосредственно залу и должны были быть приняты каждым присутствующим на свой счет.

Кто-то, может быть, и подумал бы об отставке, но озвученные министром финансовые перспективы эти предательские мысли наверняка отогнали.

Под конец встречи Рашид Гумарович призвал полицейских больше общаться с народом и с властями, добавив, что делать это все равно придется – по закону: «Во исполнение закона «О полиции» в МВД России подготовлен проект приказа, в соответствии с которым руководитель органа внутренних дел будет выступать с отчетом перед представителями органов власти ежегодно, а участковые будут отчитываться непосредственно перед населением на обслуживаемой территории каждые полгода, - огласил сроки неизбежных отчетов г-н Нургалиев. – И вот для меня это будет истина – доверяют люди, не доверяют? Как они относятся к нашей работе, что хотят видеть?».

А что могут и хотят видеть люди? Это хорошо известно. То, как полиция борется с преступностью и защищает честных людей. Быстро откликается на вызовы и быстро прибывает на место. Хочет видеть, что полиция не берет взятки и не ведет себя беззаконно. Люди хотят полиции доверять.

Самое интересное, что когда полиция еще была милицией, люди хотели того же самого.

Денис КАМАЛЯГИН