Дата
Автор
Анна Сакоян
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Анна Сакоян: Центры памяти


В России создается Президентский Центр Бориса Ельцина. Основание – Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Место создания – Екатеринбург. Уже анонсировано намерение открыть общественное обсуждение идей и инициатив, развивающих этот проект. Важной частью обсуждения кажется международный опыт президентских центров.

Истоки

Президентские центры как тип института, существующего сегодня в разных странах, первоначально появились в Соединенных Штатах в качестве так называемых «президентских библиотек» - открытых архивов для хранения документов, созданных президентом и его администрацией. Каждая администрация оставляет после себя множество материалов — указы, речи, письма, аудио- и видеозаписи и т. п. До появления библиотек судьба этих документов могла варьироваться от полного или частичного уничтожения (в ряде случаев умышленного) до бессистемного распределения по разным собраниям.

Началось с того, что в 1939 г. 32-й президент США Франклин Рузвельт передал свои личные и президентские документы федеральному правительству, мотивируя свое решение тем, что такого рода материалы нужны историкам и представляют собой общенациональное достояние. Одновременно с этим он стал создавать фонд для устройства библиотеки, в которой эти документы должны были храниться. В 1950 г. то же самое сделал следующий президент — Гарри Трумэн. При следующем президенте, Эйзенхауэре, Конгресс в 1955 г. принял Закон о президентских библиотеках, учреждающий систему президентских библиотек, создаваемых в частном порядке, а затем передаваемых в ведение федерального Национального архива. Этот проект был задуман, в первую очередь как подспорье для исследователей, но также как источник информации для всех интересующихся. Вскоре после этого, в 1962 г., система библиотек, находящаяся в ведении Национального архива, пополнилась библиотекой предшественника Рузвельта — Герберта Гувера.

Развитие

Следующим шагом в формировании системы стал Закон о президентских документах, импульсом к которому послужил Уотергейтский скандал, разразившийся при президенте Никсоне. Когда Никсон по итогам скандала и под угрозой импичмента подал в отставку (1974 г.), он первым делом попытался уничтожить часть документов Белого дома. Ему это не удалось, потому что Конгресс, чтобы предотвратить уничтожение, оперативно принял постановление о сохранении президентских документов и материалов, согласно которому, все президентские документы Никсона подлежат передаче правительству и должны оставаться в пределах 50 миль от Вашингтона. Последовало судебное разбирательство, в ходе которого адвокаты Никсона утверждали, что Национальный архив не имеет права обрабатывать эти материалы без согласия Никсона, но в конечном счете Верховный суд принял решение в пользу принятого постановления.

По итогам этой истории в 1978 г. был принят Закон о президентских документах (Presidential Records Act), согласно которому все официальные документы президента и его администрации не принадлежат президенту, а представляют собой общегосударственное достояние. Иными словами, все встречи, переговоры, телефонные звонки и переписки, происходящие в Белом доме, регистрируются и передаются в архив. Поэтому в Законе о президентских документах, в частности, оговаривается, что президент и вице-президент должны заботиться о том, чтобы разделять свои личные документы и официальные материалы. При Обаме, с самого начала выступавшем поборником прозрачности, на сайте Белого дома появилась страница, на которой регулярно обновляется список посетителей Белого дома с подробным отчетом о целях визита.

Это, впрочем, не значит, что исключается появление неучтенных документов, по всем признакам относящихся к официальным и общественно важным. Можно вести переписку через частную электронную почту или назначать встречи за пределами Белого дома. В 2007 г., например, проводилось расследование по поводу президентской переписки, которая частично велась через негосударственные сервисы. Это нарушение Закона о президентских документах, который требует, чтобы все подобные документы были в сохранности. Критики Обамы сейчас любят говорить о тайных переговорах между администрацией президента и некими загадочными лоббистами.

Федеральные президентские центры

В настоящий момент в федеральную систему библиотек США, находящуюся в ведении Национального архива (National Archives and Records Administration, NARA), входят 13 президентских библиотек — Г. Гувера, Ф. Рузвельта, Г. Трумэна, Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда, Дж. Картера, Р. Рейгана, Дж. Буша-старшего, У. Клинтона и Дж. Буша-младшего. У каждой из этих библиотек есть собственный вебсайт, на котором, в частности, можно найти значительные объемы оцифрованных архивных документов. Уже существует и сайт библиотеки Барака Обамы, которая, впрочем, еще не создана (ее планируют открыть в 2016 г.). Пока что сайт представляет собой собрание ссылок на ресурсы, освещающие биографию и деятельность нынешнего президента США.

Однако к архивам документов дело не сводится. К каждой такой библиотеке прилагается президентский музей, в котором, в частности, представлены официальные подарки, полученные президентом, а также предметы, отражающие колорит того периода, на который пришлось правление президента. На сайте библиотеки Кеннеди представлена даже интерактивная онлайн-экспозиция, в которой, среди прочего, есть экскурсия по виртуальному музею, а также так называемый «рабочий стол президента» - мультимедийная интерактивная подборка материалов, связанных с правлением Кеннеди.

В музее Буша-старшего можно ознакомиться с президентской символикой, окружавшей Буша (в том числе, посмотреть на его печать и президентский лимузин), вещами, принадлежавшими его семье, его биографией, официальными подарками президенту и многими другими вещами, ставшими атрибутами его правления. Аналогичную экспозицию с поправкой на своеобразие каждого конкретного президента можно увидеть и в большинстве прочих президентских музеев.

Помимо архива и музея, каждый такой институт представляет собой образовательную площадку, которая предлагает собственные программы (для школьников, студентов и просто широкой общественности) и публичные лекции, а также предоставляет пространство преподавателям и лекторам для проведения своих образовательных мероприятий. Тематика этих мероприятий зачастую бывает связана с периодом правления президента. На сайте каждой библиотеки-музея есть специальный раздел, в котором перечисляются предлагаемые образовательные мероприятия, а также приводятся ссылки на полезные материалы, доступные онлайн.

В президентских библиотеках также регулярно проводятся семинары, дискуссии и тому подобные мероприятия. Например, в библиотеке Эйзенхауэра недавно состоялась дискуссия между сторонниками разработки нефтяных ресурсов в США (с целью снижения нефтезависимости страны) и противниками таких программ, считающими, что эти разработки экологически небезопасны.

Таким образом, институты, первоначально создававшиепся в качестве библиотечных архивов, обросли многочисленными дополнительными функциями, в результате чего их часто называют президентскими центрами (presidential centers).

Нефедеральные президентские центры

Помимо упомянутых 13 центров, образующих федеральную систему президентских библиотек, существует несколько центров, созданных частными организациями или руководством штата. В частности, вне сферы компетенции Национального архива находится центр Линкольна [1], открытый в 2005 г. руководством штата Иллинойс, а также библиотеки Резерфорда Хейза, Вудро Вильсона, Кальвина Кулиджа и Уильяма Маккинли. По своему устройству они мало отличаются от федеральных. Там тоже есть собрания документов, музеи и образовательные программы. Независимо от причастности к Национальному архиву, многие из этих центров создаются в тех местах, откуда президент родом, то есть зачастую в не самых популярных с туристической точки зрения областях. Президентский центр становится своего рода культурным центром в соответствующем месте, привлекая туристов и исследователей.

Отличия, впрочем, тоже есть. Если федеральные библиотеки делают акцент на объективность и открытость информации, то частные могут придавать больше значения продвижению ценностей и принципов, которыми руководствовался президент. Например, на сайте центра Вильсона есть раздел «Миссия» одна из целей проекта формулируется так: «Способствовать тому, чтобы идеи и идеалы Вильсона, касающиеся государственной службы, правительственной ответственности и международного взаимодействия, играли важную роль как в Америке, так и на мировой арене». Хотя здесь речь именно о тенденциях. Федеральный президентский центр, естественно, тоже может выступать площадкой для продвижения определенных принципов, а частная библиотека в любом случае также остается архивом и образовательным центром.

По данным Национального архива, самый посещаемый центр — это музей-библиотека Линкольна в Иллинойсе (в 2009 г. там побывали 400 000 человек); далее следуют центры Рейгана (Калифорния), Л. Джонсона (Техас) и Клинтона (Арканзас). Помимо упомянутых президентских центров, созданных по образцу федеральных библиотек, существуют и другие президентские музеи, которые тоже могут хранить подборки некоторых документов, а также иметь образовательные программы. В широком смысле их тоже можно отнести к числу президентских центров.

За пределами США

По аналогии с американским институтом президентского центра стали создаваться центры в других странах, в том числе в тех, где президентов не существует. В Австралии, например, есть три центра премьер-министров (prime ministerial centres): Альфреда Дикина, Джона Кёртина и Роберта Хоука. По своему устройству они довольно точно воспроизводят американский образец, то есть представляют собой архив и музей, предлагают образовательные программы и площадку для проведения различных мероприятий. Однако системы они не образуют и существуют отдельно друг от друга на базе разных университетов. Как и некоторые американские негосударственные центры, они могут представлять собой платформы для продвижения определенных идеологий и образуют вокруг себя соответствующие сообщества. Особенно это касается центра Хоука, на главной странице которого значится: «Укрепляем нашу демократию; ценим наше многообразие; строим наше будущее».

В Южной Корее в 2003 г. открылся центр Ким Дэ Чжуна, также устроенный по принципу американских. Но, опять же, как гласит вводный раздел на его сайте, «Библиотека была создана... чтобы способствовать распространению демократии и мира, а также сокращению бедности». Она играет роль президентского архива, а также собрания материалов, так или иначе касающихся Ким Дэ Чжуна и его правления, и выступает в качестве образовательной площадки и отчасти мозгового треста, имея при этом отчетливо выраженную идеологическую окраску.

В заключение отметим, что от собственно президентских центров следует отличать учреждения, названные в честь президента, - например, парижский Центр (имени) Помпиду. В отличие от президентских центров, сочетающих в себе функции архива и мемориала, это просто крупный культурный центр. Там есть музей, но это музей современного искусства; там проходят выставки и концерты, но они не имеют прямого отношения к Жоржу Помпиду; там есть библиотека, но тоже общего содержания, а не хранилище указов и речей президента.

[1] Ссылка ведет на неофициальный сайт музея; официальный сайт www.alplm.org в настоящее время недоступен.

Смотрите также: Андрей Левкин Борис Ельцин и Public space