Из Кремля выходят бомжи
От бывших сотрудников Управления делами президента РФ потребовали освободить жилую площадь
От бывших сотрудников Управления делами президента РФ потребовали освободить жилую площадь

Елена Вострикова
Чиновники, на самом деле, бывают разные. И Отечество их заслуги перед собой оценивает неодинаково: кому — орден, а кому — пошел вон с вещами. Последний вариант, судя по всему, ожидает бывших сотрудников одного из самых богатых ведомств страны — Управления делами президента. Тех, кто ездит без мигалок и проживает в старом общежитии на улице Маршала Тимошенко. Дом формально признан аварийным, что подтверждено экспертной комиссией и заверено официальными бумагами, но по-настоящему аварийно состояние людей, которых, по их словам, выселяют просто «в никуда».
Как только я подошла к общаге, ко мне вдруг кинулась женщина с подчеркнуто счаст-ливым выражением лица и попыталась заключить меня в объятия. Из ступора меня вывел испуганный шепот: «Я им сказала, что вы моя подруга, приехавшая издалека. Обнимите меня и улыбайтесь, мы очень давно не виделись». Глупо улыбаясь вахтерам, проходим внутрь. «Вы уж извините за такой прием, к нам сейчас никого не пускают», — выдыхает жительница общежития, отпуская мою руку, как только мы скрываемся из поля зрения охраны. Они — жители — все страшно напуганы, и потому фамилий мы называть не будем, мало ли что.
Общага — хоть и старое, но ухоженное четырехэтажное красно-белое здание. Здесь длинные узкие коридоры, старые лестничные пролеты. Здесь навсегда отключена горячая вода и обрезан газ. И здесь уже не живут, а выживают несколько семей.
Несколько месяцев жильцы общаги обретаются на грани выселения, хотя когда вся эта история только начиналась, были счастливы — им обещали новые квартиры. Тогда, в 2003 году, между Управлением делами президента и строительной компанией «ТОРОС» был заключен инвестиционный контракт, согласно которому на месте скромных общежитий должны были появиться два небоскреба бизнес-класса, а жителям общаги инвестор обещал квартиры в Москве в счет доли администрации в новом комплексе. Ввод в эксплуатацию назначили на 2005 год. Но время «Ч» давно прошло, а красно-белый дом все стоял и стоял.
Что-то начало меняться в 2008-м, когда жители подписались на новостройки в Западном округе, но сорвалось. В 2009-м предложили квартиры на Борисовских прудах, которые тоже так и не материализовались. В прошлом году жителей общаги обрадовали: есть возможность получить элитные квартиры в проезде Донелайтиса в июне 2011 года, но с условием — до новоселья переехать в другое общежитие. «Мы сразу же поехали смотреть дом — обещанное жилье обнаружилось на стадии стройки. А в проектной декларации значилось, что сдаваться объект будет в I квартале 2013 года!» — возмущается одна из активисток.
Некоторые, прельстившись предложением, все же подписали соглашение и переехали в другое общежитие, но самые упорные остались.
В мае этого года состоялось внеочередное собрание, на котором директор общежития заявила, что ей даны чрезвычайные полномочия и людей будут расселять. Куда? Оказалось, что семьи тех, кто не работает сейчас в УДП, будут отправлены в Подмосковье, а действующие сотрудники получат жилплощадь в столице. Но инвестконтракт утверждал иное: всем прописанным должна быть предоставлена жилая площадь в столице. Робкие претензии были прерваны на полуслове — недовольным в ультимативной форме объяснили: кто не хочет, того заселят в другую общагу по адресу: улица Академика Павлова, 30. Но — внимание! — уже с временным договором проживания и с временной пропиской.
В июне пришли извещения от «ТОРОСа» с предложениями квартир в Подмосковье. «Комендант общежития вызывала к себе, давала извещение и говорила: «Ты либо пишешь отказ, либо соглашаешься». Времени подумать не давали. Мне предоставили на руки документ 9 июня, а осмотр объекта был возможен с 26 мая по 4 июня, — сообщает одна из жительниц. — Потом прислали еще один вариант, который тоже было нереально успеть посмотреть».
Некоторым повезло больше — они успели посмотреть предложенные квартиры. Но их состояние, по словам «везунчиков», редко соответствовало даже санитарным нормам, и большая часть отказалась переезжать.
В начале июня администрация общежития оклеила подъезд объявлениями: «Уважаемые проживающие, в связи с аварийностью дома, во избежание несчастных случаев, до 1 августа 2011 года все коммуникации в здании будут отключены. Администрация просит всех, кто получил уведомления на выселение или на переезд в дом №30, освободить занимаемую площадь». Так жильцы впервые узнали, что их дом — аварийный. Но съезжать никто не стал.
А 1 августа общага была атакована. Коммуникации, как и обещали, отключили. Правда, никто не предупреждал о том, что жильцов будут выманивать из дома и закрывать за ними дверь, отказываясь пускать обратно. Пускали обратно только после подписания бумаги об освобождении дома и давали сутки на сборы. Так из общежития заставили съехать всех тех, кто имел трудовые отношения с УДП. Одна семья с двумя детьми ухитрилась-таки тайно поселиться в котельной: без регистрации и прописки они не могут получить медицинскую помощь, не могут устроить будущее детей — да ничего не могут. «У меня заболел сын, слава богу, что в колледже, где он учится, есть медпункт. Как получилось, что работники УДП стали бомжами?»
Бывшим сотрудникам УДП приходится не лучше: левая сторона дома сейчас коммунально атрофирована, в правой еще пока бьются последние струйки холодной воды. Мы осторожно выглядываем из-за углов, прячась от коменданта, и передвигаемся перебежками. Заходим в кухню, здесь недавно попытались отключить последнюю технику — стиральную машину: закрутили вентили, отсоединили проводку. Жильцы не противились, но после ухода охраны моментально вернули все на место. За окном пузырится белье на веревке, кто знает, сколько раз ему еще придется здесь сохнуть: «Предварительные судебные слушания о выселении назначены на 26 октября, но 3 октября был последний срок съехать из дома. Что делать дальше — неизвестно», — это мне шепнули уже при выходе, когда я, улыбаясь, прощалась с «подругой».
P.S. Общежитие, оказавшееся на осадном положении, охраняется посменно: днем — вахтершами из УДП, а в темное время суток предположительно дежурство принимает вторая сторона инвестиционного контракта — фирма-застройщик. Но генеральный директор ОАО «ТОРОС» Сергей Самсонов отказался подтвердить эту информацию, правда, и опровергать не стал.
Комментарий
«Новая» отправила запрос пресс-секретарю УДП Виктору Хрекову в надежде на то, что руководство разберется и примет меры. Пока ждали ответа, позвонили коменданту общежития. Она очень удивилась: «Мы же вчера составляли ответ Управлению, который должны были переслать вам», — так было аргументировано нежелание давать какие-либо комментарии. Апробированная, надо сказать, методика: на жалобы отвечают те, на кого жалуются…
А вот, собственно, ответ, который подписан г-н Хрековым, а написан, очевидно, директором несчастной общаги:
«<…> В 2003 году Управлением делами Президента Российской Федерации принято решение о строительстве жилых домов на месте двух ветхих 4-этажных общежитий 50-х годов постройки по адресу: ул. Маршала Тимошенко, д. 8, и ул. Академика Павлова, д. 7, корп. 1 <…> заключен инвестиционный контракт, по условиям которого инвестор производит отселение физических лиц <…>, снос этих зданий общежитий и осуществляет строительство жилого комплекса.
До начала 2009 года работы по реализации инвестиционного контракта практически не велись в связи с тем, что подготовка и выпуск разрешительных актов правительства г. Москвы заняли длительный период времени.
Для выполнения инвестиционного контракта в феврале 2010 года был утвержден план мероприятий по расселению проживающих в ФГУП «Общежитие» <…>.
На основании заключения межведомственной комиссии <…>, а также заявлений, писем и жалоб граждан на неудовлетворительные условия проживания, жилые дома <…> признаны аварийными и подлежащими сносу. <…>
Всем жителям аварийных домов, никто из которых не является ныне сотрудником системы Управления делами Президента Российской Федерации, были направлены уведомления о необходимости освобождения аварийных зданий до 1 августа 2011 г. и переселении в предоставленные для этих целей комнаты, в основном здании общежития.
<…> Только шесть семей под различными необоснованными предлогами отказались от переселения.
Ни одного факта принудительного переселения или выселения из общежития без решения суда не было. Из всех лиц, имеющих право на предоставление альтернативной площади в сложившейся ситуации, ни один человек не переселился в котельную <…>».
Пресс-секретарь управляющего делами Президента Российской Федерации
В.А. Хреков
От редакции
Но как быть с инвестконтрактом, в котором четко прописано: «В рамках реализации инвестиционного проекта Стороны договариваются об освобождении общежитий от проживающих в них физических лиц на следующих условиях: Инвестор предоставит Администрации для отселения жильцов жилую площадь в совместно согласованном месте Москвы и Московской обл. в счет жилой площади Администрации во вновь построенных по настоящему контракту Объектах»? Об иных общежитиях здесь не говорится ни слова. И куда в таком случае делись квартиры, которые должны быть предоставлены Администрации?
Если жильцы общежития, в котором они прописаны, переедут в другую общагу, им придется сняться с регистрации. Как справедливо заметил пресс-секретарь УДП в «своем» ответе, никто из оставшихся жителей аварийного дома сейчас не является сотрудником Управления, и поэтому выселить их из служебного помещения на улицу станет намного проще. На законных, разумеется, основаниях.