Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Не наша армия


Вернуться к публикациям Страна lov Иллюстрация: Сергей Елкин
Минобороны в очередной раз вынуждено успокаивать общественность. Повестки аспирантам, выясняется, вовсе не означает, что их хотели призвать в армию. Проблема в том, что военным граждане, особенно образованные, не верят, армию не уважают и боятся. И сами военные этот образ только поддерживают.

Минобороны пообещало освободить аспирантов от призыва в российскую армию. Об этом в четверг, 13 октября, сообщил «Интерфаксу» официальный представитель ведомства Игорь Конашенков. По словам собеседника агентства, подлежащие призыву россияне, получающие послевузовское образование в аспирантурах, не будут направляться в войска. Конашенков подчеркнул, что освобождение от призыва для молодых ученых относится ко всем вузам и научным учреждениям.

«Что касается получения данной категорией граждан повесток, то эта мера необходима для того, чтобы они прибыли на заседания призывных комиссии для предоставления соответствующих документов, подтверждающих их статус аспиранта», — пояснил представитель оборонного ведомства.

В ходе встречи с активистами студенческих союзов, которая проводилась 14 сентября. Президент РФ Дмитрий Медведев дал обещания относительно отсрочки от службы в армии аспирантов, обучающихся на дневном отделении. Медведев тогда заявил, что ранее уже давал поручение Министерству обороны России обеспечить студентам возможность завершить обучение без отзыва для прохождения военной службы.

Однако военкоматы продолжают слать аспирантам повестки. В Минобороны считают, что вузы должны иметь отдельную аккредитацию для аспирантуры, которой пока в природе не существует.

Громкий скандал с повестками, присланными аспирантам, разразился в ходе весеннего призыва. В мае Минобороны уже объяснялось за повестки аспирантам, объясняя, что призывать их никто не собирался. «Вызовы будущих научных специалистов в военкоматы в ходе весеннего призыва не направлены на ущемление их интересов, а являются обязательной формой работы с призывным контингентом. Они приглашаются на заседания призывных комиссий не для того, чтобы «пополнить армейские ряды», а для рассмотрения в индивидуальном порядке правовых оснований на отсрочку от призыва», – комментировал ситуацию Конашенков.

Причиной скандала уже во второй раз становится бюрократическая формальность, выясняется. Однако есть обстоятельство куда хуже — сами аспиранты, общество и представители медиа-сферы не верят генералам и их объяснениям. Кажется, существует вполне внятное восприятие армии — если не раздуть шумиху, то аспирантов начнут грести в армию.

Правы люди, размышляющие по принципу презумпции виновности военных или нет, неважно. Важно, что российская армия создала себе стойкую репутацию у граждан и репутация эта, мягко говоря, неважнецкая.


Особенно у высокообразованных граждан, которых никак не улыбается в эту армию идти служить. Армия им представляется угрозой.

По данным опроса, проведенного в июле 2010 года «Левада-центром», 42 процента респондентов заявили, что попытались бы избежать службы в армии,19 заявили, что служба является бессмысленным и опасным занятием.

Что еще хуже, так это то, что военные старательно и последовательно негативный образ армии поддерживают — то намерениями призывать со студенческой скамьи, то рассылкой повесток аспирантам, то очередными скандалами со смертью или увечьями призывников.


Демонстрируя тем самым, что армия — это институт по издевательству над согражданами, а вовсе не гордость страны.


Причина скандалов с призывом в том, что в армию пытаются затащить потенциально наиболее деятельную и креативную часть общества — студенчество. Где, как кажется самим призывникам и их родителям, деятельность и креативность рискуют исчезнут, а останется только выброшенный из жизни год службы.

То бишь — средний класс и элита не воспринимает армию страны, как своего защитника и всячески стремится не попасть ей в руки. Такое отношение невозможно исправить без существенного реформирования вооруженных сил и нормализации отношений в этой «школе жизни».

Впрочем, имеется и более простое решение, по которому вроде бы намерено двигаться российское государство. Это профессионализация армии, постепенный перевод ее на контрактную систему. Конечно, противостояние военного лобби, которому свойственны как раз представления об армии — школе жизни, может еще и похоронить планы государства.


Однако пока публично отказываться от профессионализации армии руководство страны не спешит.


Реформа, разумеется, будет затратной, но вполне можно представить, как лет через 15 бывший аспирант, ставший кандидатом наук сможет с гордостью употребить выражение «наша армия».
читайте также Страна «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана Страна Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ