Buhar Jerreau и святая гортань
Почему казахское рэп-трио делает карьеру в России?
© Предоставлено Buhar Jerreau Ташоки Ливингстон из Buhar Jerreau Перейти в фотогалерею материала › Всего фото: 5 Дебютный EP «Завтра» рэп-трио Buhar Jerreau (произносится «Буар Жеро») за первые три дня скачали 30 тысяч человек. Их первый клип «Мост» попал на A-One и MTV. В сентябре группа представила свое новое эффектное видео «498». Самое интересное в BJ то, что этот интеллигентный рэп на русском делают люди, собравшиеся вместе в прошлом году в Алма-Ате.
YouTube. В клипе можно заметить Влади из «Касты». Напрашивающиеся сравнения с друзьями-ростовчанами алмаатинцев не коробят, хотя Эмиль-Кеничиро и признается: «Если говорить о русском рэпе, то мы подрастали на их альбоме “Трехмерные рифмы”. Но все-таки у каждого из нас намного больше было эмоциональных связей с зарубежными исполнителями».
Кеничиро продолжает: «Мы много мотаемся по городам. Выступлений в России пока не давали. Но, думаю, нас можно встретить на улицах двух городов — Алматы и Санкт-Петербурга. Мы делаем независимый русский рэп. Другой хип-хоп, если хотите». С ним трудно не согласиться. К примеру, у BJ отсутствует какой-либо флер гангста-романтики, нет шансонных интонаций, нет панибратства или жестких наставлений, нет текстов о бесконечном раскуривании косяков и том, что они берут это на улицах. Речь в том же «Мосте» крутится вокруг милых сердцу воспоминаний и размышлений о том, как проявляется художественность образов не только в музейных портретах, но и в рекламе и глянцевых обложках. Очень странный сюжет для русского рэпа. Плюс совершенно неправильный с точки зрения поп-стандартов назывной припев — сплошные паузы: «Мост. Шарф. Дождь. Запах. Зонт. Кисть. Взгляд. Достаточно». А в «Бармене» запоминаются строчки: «Друзья, вы меня слышите? Или вам все равно? Смотрели фильмы Бергмана, шведского режиссера? Его герои пытаются найти себя так искренне, а я ведь, как они, старался подкопаться к истине». Довольно пафосное заявление, но у BJ оно звучит к месту. Потому что эти трое, судя по текстам, либо корпят в студии, либо сидят в баре с приятелями, либо мотаются по другим странам, либо переосмысливают чужие образы. Можно было бы их обвинить в тотальном космополитизме, однако у музыкантов есть и чувство национального самосознания. Скажем, Бухар Жырау, давший название группе, — это известнейший казахский акын XVIII века, получивший прозвище Комекей Аулие («святая гортань»), мастер поэтической импровизации, который, якобы будучи глухонемым ребенком, попал в смерч и внезапно заговорил. Наконец, последняя из экранизированных песен трио, «498» содержит отсылки к сорокалетней истории ядерных испытаний на территории Казахстана — их провели здесь 498 раз, большую часть на Семипалатинском полигоне.На «Завтраке» есть ироничный трек «Земляне», где каждый участник рассуждает, как круто быть французом, японцем и американцем. Смешно, но не без доли правды — наверное, им действительно было бы веселее жить в более удобных с точки зрения шоу-бизнеса странах. Но ведь для музыканта главное — студия, а у BJ она собственная, Anorak Production. И в открывающем EP «Текстиле», традиционной для рэперов самопрезентации, вместо кидания понтов скрупулезно и упоительно описывается процесс работы: «Я отыскал на торрент-трекерах Кертиса Мэйфилда, / Нарезал рипы с гордым трепетом в порции Бермутто, / Загнал на флопп E-mu SP-1200 / На output’е получим бравый loop для Буар Жеро». Сэмплер — вот настоящее оружие глобализации. © Предоставлено Buhar Jerreau Шпиц из Buhar Jerreau Что мы имеем в итоге? Гастарбайтер-рэп? Идеальных граждан мира? Еще один пример единства стран СНГ? Около года назад мы писали о том, что в России почему-то не так популярны музыканты из Азии, как оно было во времена СССР. Кажется, первый серьезный шаг в эту сторону сделан из-за казахской границы.