СМИ: Таджикистан посадил российского летчика за приговор свату президента Рахмона
Российский пилот Владимир Садовничий, которого приговорили в Таджикистане к 8,5 года заключения, стал разменной монетой в игре по вызволению из российской тюрьмы близкого родственника президента Таджикистана Эмомали Рахмона, пишет Life News со ссылкой на близкое окружение президентской семьи.
Напомним, в минувший вторник суд в Таджикистане приговорил россиянина и его коллегу - гражданина Эстонии Алексея Руденко - к 8,5 года лишения свободы каждого. В марте нынешнего года летчики, перевозившие гуманитарный груз в Афганистан, совершили вынужденную посадку в Таджикистане. Их арестовали и признали виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. По решению суда оба самолета Ан-72 были конфискованы в пользу Таджикистана.
Авиационный двигатель, бывший на борту одного из самолетов и ставший предметом контрабанды в глазах властей Таджикистана, по утверждению пилотов, являлся запасным и не предназначался для продажи или реализации в Таджикистане.
- Россия на фоне скандала с Таджикистаном усилит там свою военную базу
- ФМС опровергает, что перестала давать разрешение на работу таджикам в России
Как отмечает издание, за полгода до задержания российского летчика в Таджикистане подмосковный суд приговорил к 9,5 года исправительной колонии родного брата мужа дочери Эмомали Рахмона. У Рустама Хукумова и его троих подельников нашли больше 9 килограммов героина.
Издание отмечает, что суд над Садовничим странным образом совпал по времени с кассационной жалобой по делу родственника Рахмона. 19 октября 2011 года дело наркодилеров поступило в Верховный суд РФ для пересмотра в надзорной инстанции.
Со своей стороны, генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода не видит никакой политической подоплеки в осуждении на длительный срок лишения свободы в республике двух летчиков российской авиакомпании, передает "Интерфакс".
"Это происшествие является обычным преступлением, не имеет никакого политического характера", - заявил он в четверг на пресс-конференции в Душанбе.
"Самолеты без разрешения авиационных служб и других соответствующих органов республики проникли в Таджикистан и, кроме того, не подчиняясь требованиям авиационных служб, произвели посадку на нашей территории", - сказал генпрокурор Таджикистана.
"Семь раз наши диспетчеры отказывали в посадке этим самолетам, однако пилоты продолжали углубляться в территорию Таджикистана", - сказал генпрокурор.
Он также отметил, что оба самолета "не зарегистрированы в государственных органах ни одной страны, ни имеют летного резерва, сертификата оператора, сертификата летной годности", а также что они "с 2008 года по февраль 2011 года были зарегистрированы в фирме Rolkan Investments Ltd. в городе Тортола (Tortola) - одного из британских Вирджинских островов и эта компания никакого отношения к Российской Федерации не имеет".
Защита осужденных пилотов заявляла, что пилоты, возвращавшиеся из столицы Афганистана в Россию транзитом через Таджикистан, были вынуждены сесть в аэропорту "Курган-Тюбе" на юге республики, хотя в посадке им было отказано. Пилоты утверждают, что разрешение на посадку они перед полетом получили в устной форме, а при подлете в таджикский аэропорт не могли вернуться из-за опасений нехватки топлива.
Владельцы самолетов рассказали о шантаже
Таджикские власти шантажировали руководство авиакомпании Rolkan, заявил гендиректор компании Сергей Полуянов.
"С самого начала после посадки в "Курган-Тюбе" нам говорили: ребята, никаких проблем, все уладится. Но через некоторое время они нам стали откровенно угрожать - или по-хорошему оставьте нам самолеты, или летчики получат 10 лет тюрьмы", - сказал Полуянов.
На вопрос, почему руководство авиакомпании сразу не обратилось за помощью к российской дипмиссии, ее гендиректор ответил: "Мы действительно думали, что никаких серьезных проблем не будет и нас отпустят. И только примерно через месяц, когда мы поняли, что речь идет об уголовном преследовании и над пилотами нависла реальная угроза, мы обратились в наше посольство".
"Правда, отношение к нам со стороны сотрудников посольства нас, мягко говоря, удивило. Вот что сказал буквально один из них: "Мы связались с комитетом безопасности Таджикистана - нам сказали - вы виновны. Что еще?" - рассказал Полуянов.
Общественная палата РФ требуют отставки посла в Душанбе
Член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена выступил за отставку посла России в Таджикистане Юрия Попова в связи с ситуацией вокруг приговора, вынесенного судом этой страны двум летчикам российской авиакомпании.
"Исходя из сложившейся ситуации вокруг российского летчика в Таджикистане посол Попов должен подать в отставку, а разрешением этого сложного вопроса должны заняться новые люди, а также на уровне министра иностранных дел и его заместителей", - заявил в четверг Кучерена.
По его мнению, посол России в Душанбе "своим бездействием дискредитировал всю дипмиссию и довел ситуацию вокруг пилота Владимира Садовничего до нынешнего неприемлемого уровня".
"Если бы посол и его подчиненные с первого дня всерьез и вплотную занимались бы своими прямыми обязанностями, протянули руку помощи нашему соотечественнику, не бросив его в беде, то таджикские власти наверняка сделали бы выводы и не довели бы дело до такого сурового приговора", - подчеркнул Кучерена.
Он считает, что представители российской дипмиссии в Таджикистане должны понести ответственность за подобные промахи. "У нас есть примеры, когда наши послы за рубежом принимают самое активное участие в судьбе российских граждан, оказавшихся за пределами родины в сложной жизненной ситуации. Когда Ирина Беленькая вела борьбу за своего ребенка от совместного брака с французским гражданином, нам вместе с послом в Париже Александром Орловым пришлось немало побегать, в том числе дожидаясь часами на вокзале представителей другой стороны. Я никогда не забуду всего того, что сделал посол Орлов для того, чтобы помочь женщине. Вот это настоящий, человеческий, гражданский подход посланца великой державы за рубежом. А в случае с послом в Таджикистане мы видим прямо противоположное", - сказал член Общественной палаты.
Он высказал мнение, что в руководстве МИДа "делают правильные выводы из этой истории".