Эксперт: Для России важно, чтобы тема "присоединения" Южной Осетии ушла из предвыборной повестки

Муссирование вопроса о присоединении Южной Осетии к России дискредитирует российскую политику на Южном Кавказе, поскольку подкрепляет тезис о том, что имело место фактическое присоединение к России территории, международно признанной в качестве грузинской, а не ее сецессия с образованием самостоятельного государства, считает научный редактор "Полит.ру" Борис Долгин.
Наличие этой темы предвыборной повестки в Южной Осетии чревато эскалацией радикализма в выдвижении тезиса о присоединении, чтобы не выглядеть «антироссийски» настроенным. Для России важно, чтобы эта тема ушла из предвыборной повестки.
Постоянные скандалы с нарушением сроков восстановления жилья, высокий уровень напряжения вокруг сменявшихся глав правительства Южной Осетии, выдавливание из республики некоторых активных участников обороны республики в 2008 году, дальнейшее отгораживание правящей группы от других частей элиты остро ставят вопрос о необходимости смены нынешней правящей группы и прихода вместо нее нового руководства. Основными его параметрами должны стать готовность договариваться со всеми основными группами интересов, а также способность осуществлять эффективное восстановление республики и фактическое создание ее экономики.
Появление нового руководства не может быть результатом откровенного вмешательства извне – это должен быть внутренний процесс, полагает Борис Долгин. Попытки прямого вовлечения России в конфликт чреваты, как уже указанными внешнеполитическими рисками, так и появлением поляризации внутри югоосетинских элит по признаку «отношение к России». Достаточно вспомнить первоначально негативный опыт вмешательства России в выборы президента Абхазии в 2004 г. Нежелательных эффектов удалось избежать лишь после существенного изменения позиции, приведшего к компромиссу различных групп.
Возможности внутренней смены правящей группы ослабляется за счет монополизации контроля за различными властными институтами со стороны нынешней правящей группы.
Россия имеет несомненное право участвовать в происходящих процессах там, где это касается управления ресурсами, которые она выделяет. В остальных вопросах представители официальных структур страны могут выполнять лишь функцию посредника, советчика.
Еще одним направлением воздействия России может быть требование соблюдения стандартных международных норм в отношении всеобщих, свободных и справедливых выборов. Среди конкретных требований может быть недопущение изменения избирательного законодательства в ходе проведения избирательной кампании, равный доступ к выборам и средствам агитации для различных политических сил и т.д. Напоминание об этих нормах окажется вдвое полезным с учетом начавшегося в России выборного цикла 2011 – 2012 гг.
Борис Долгин также напомнил, что на период избирательной кампании в Южной Осетии пришлось достижение соглашения между Россией и Грузией относительно мер контроля торговых потоков (принятие компромиссного предложения Швейцарии). Кажется важным максимально точное разъяснение достигнутых договоренностей, чтобы избежать их некорректного использования в рамках политической борьбы в республике.