За врача, обвиняемой в смерти Веры Трифоновой, вступились коллеги
Фото: ИТАР-ТАСС После того, как обвинение в смерти тяжелобольной предпринимательницы Веры Трифоновой было предъявлено врачу Александре Артамоновой, за медика вступились ее коллеги, семья и адвокат Трифоновой. Руководство клинического института, в котором до недавнего времени работала Артамонова, готовит ходатайство в Следственный комитет с требованием прекратить уголовное преследование врача.
Спустя полтора года после смерти в СИЗО «Матросская тишина» Веры Трифоновой обвинение было предъявлено сотруднице Московского областного научно-исследовательского клинического института имени Владимирского (МОНИКИ) Александре Артамоновой. Обвинение предъявили по статье 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»). Артамонова – единственная обвиняемая по этому делу. Следствие считает, что причиной смерти Трифоновой стал тромб, который образовался из-за катетера в бедренной вене. Незадолго до гибели специалист МОНИКИ проводила ей сеансы гемодиализа.
Как пишет 21 ноября газета «Коммерсант», адвокат Владимир Фомин, представляющий интересы МОНИКИ, готовит ходатайство в московское управление СКР с требованием прекратить уголовное преследование Александры Артамоновой. Внутреннее расследование в клиническом институте показало, что врач действовала в полном соответствии с принятыми медицинскими нормами, с инструкциями завода-изготовителя катетера, а также инструкциями самого института.
В том, что врач Артамонова не виновата в смерти Веры Трифоновой, уверены семья и адвокат погибшей. Они считают, что медик спасла предпринимательницу, так как вовремя провела гемодиализ. Более того, врач составила детальную инструкцию о том, как ухаживать за больной в дальнейшем, и как обслуживать установленный в бедренной вене катетер. Адвокат Трифоновой Владимир Жеребенков считает, что обвинение врачу предъявили, чтобы отвести внимание от истинных виновных. По мнению защитника, в смерти женщины виноваты следователь, начальник «Матросской тишины» и врачи СИЗО.
В подтверждении своих слов родственники Трифоновой приводят заключения главных центров судебно-медицинских экспертиз МВД и Минздрава. Из них следует, что причиной развития тромбоза стал неправильный уход за катетером в тюремной больнице. Его промывали раствором, концентрация которого была в 30 раз ниже положенной.
Президент компании «КитЭлитНедвижимость» Вера Трифонова была арестована в декабре 2009 года по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, Трифонова вместе с двумя своими знакомыми пыталась за 1,5 миллиона долларов продать место в Совете Федерации. После ареста Трифонова сразу попала в реанимацию 20-й горбольницы Москвы с диагнозом «сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность». В январе 2010 года женщину перевели в больницу СИЗО «Матросская тишина». Там ее состояние значительно ухудшилось: Трифонова не могла самостоятельно ходить, у нее практически пропало зрение, и было затруднено дыхание.
Адвокат Веры Трифоновой неоднократно заявлял на судебных процессах по продлению ареста, что обвиняемой не оказывают в СИЗО необходимую помощь, ей постоянно нужны сеансы гемодиализа. На опасения Трифоновой задохнуться во сне, так как в легких скапливалась жидкость, работники СИЗО как-то посоветовали ей спать стоя.
Судья Одинцовского суда Московской области Ольга Макарова отказалась выпустить Веру Трифонову под залог, сославшись на мнение руководства СИЗО. Администрация изолятора сочла состояние Трифоновой среднетяжелым, но позволяющим ей участвовать в следственных действиях. При этом на судебном заседании самой Трифоновой не было по состоянию здоровья. По словам адвоката, следователь Сергей Пысин заявил, что Трифоновой изменят меру пресечения в обмен на признательные показания.
Незадолго до смерти состояние Веры Трифоновой резко ухудшилось. По словам директора МОНИКИ Геннадия Оноприенко, когда Трифонову привезли в институт, ей нужно было проводить операцию по пересадке почки либо делать несколько сеансов гемодиализа в неделю. Трифонову не разрешили оставить в клинике. Спустя несколько дней, 30 апреля, она умерла в больнице при изоляторе.
В ноябре 2010 года Трифонова была признана виновной посмертно. Тогда же обвинение по статье «Халатность» было предъявлено следователю Сергею Пысину. В марте 2011 года Пысина восстановили на работе, несмотря на то, что дело еще расследовалось.
Смерть Веры Трифоновой возмутила правозащитников на фоне дела Сергея Магнитского - за полгода до этого юрист фонда Hermitage скончался в больнице при «Матросской тишине».
Со дня гибели юриста прошло 2 года. Обстоятельства и причастные к его смерти известны, однако никто из них не понес наказание. Досье PublicPost: история вопроса, развитие событий. >>>
Тюремное население России — одно из самых больших в мире. Проект «ГУЛАГ сегодня» посвящен местам лишения свободы. На интерактивной карте показано, в каких регионах страны и в каких учреждениях происходят самые вопиющие случаи насилия и нарушения прав человека.>>>
Cсылки по теме:
Шесть последних месяцев обвиняемой Трифоновой. «Новая газета».