"Газпром" покупает политическую трубу
Москва и Минск наконец-то сумели договориться о новых ценах на российский газ, поставляемый белорусским потребителям. С 2007 года они привязаны к нефтяным котировкам и в третьем квартале года текущего составляли почти 300 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, средняя цена на газ на российском рынке в этом же периоде была примерно втрое ниже.
Белоруссия, как партнер России по Союзному государству, уже давно настаивала на пересмотре действующей формулы и снижении цен на газ до уровней, сопоставимых с внутрироссийскими. В итоге месяц назад премьер Владимир Путин заявил о готовности России принять комплексное решение по поставкам в Белоруссию нефти и газа с учетом "интеграционной скидки" и продажи "Газпрому" оставшейся в собственности белорусского государства половины акций "Белтрансгаза". Говорит партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин:
– Никакой экономики в этом я не вижу. Надо помнить, еще два года назад с Белоруссией была достигнута договоренность, что со временем цена российского газа для этой страны по выгодности экспорта будет соответствовать европейским ценам. То есть, это как в Европе, но за вычетом расходов на транспортировку. И вдруг неожиданно Владимир Путин объявил, что Белоруссии полагается большая скидка. О ее размерах и смысле до сих пор строятся предположения, поскольку никакой коммерции в ней нет – это исключительно чистая политика, – уверен Михаил Крутихин.
Уже в 2012 году цена на российский газ для белорусских потребителей, как пишет газета "Ведомости", может снизиться вдвое – примерно до 150 долларов за тысячу кубометров. В последующем же она будет рассчитываться по формуле, учитывающей стоимость газа в одном из регионов России. С учетом такой скидки российский "Газпром", по оценке старшего аналитика инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Сергея Вахрамеева, в ближайшие пять лет недополучит около 10 миллиардов долларов:
– Предполагаемая цена без скидок должна быть 300 долларов за тысячу кубометров, а так она будет 150 долларов – то есть, чуть выше, чем в России. Объем экспорта для внутренних потребностей Белоруссии в 2010 году составил, будет считать, 20 миллиардов кубометров. Далее умножаем этот объем на 150 и получаем 3 миллиарда долларов, которые "Газпром" потеряет в следующем году.
С учетом того, что цены на газ в России будут расти, а это подразумевает увеличение цен и для Белоруссии, ежегодные потери "Газпрома" будут уменьшаться. Но все равно за ближайшие годы их сумма составит порядка 10 миллиардов долларов, – указывает Сергей Вахрамеев.
Частью договоренности между Россией и Белоруссией, о чем ранее говорил и Владимир Путин, станет покупка "Газпромом" оставшихся 50 процентов акций "Белтрансгаза"; первая половина пакета отошла российскому концерну в середине 2007 года за 2 с половиной миллиарда долларов. Однако эта сделка, продолжает Сергей Вахрамеев, не способна покрыть и малую часть будущих потерь "Газпрома":
– Доход будет, но он несопоставим с расходами, он на порядок меньше их. Более того, "Газпром" даже сделал переоценку предыдущих вложений, за которые были куплены первые 50 процентов "Белтрансгаза". В своем годовом отчете он указывал, что 2 с половиной миллиарда долларов даже без дополнительных скидок на газ - это уже невыгодная цена.
В том, что покупка "Газпромом" второй половины "Белтрансгаза" является политически мотивированной, уверен и Михаил Крутихин из компании RusEnergy:
– Сейчас через Белоруссию идут две трубы: одна полностью принадлежит "Газпрому", а вторая наполовину. Недавно была запущена первая нитка газопровода "Северный поток", через год будет вторая нитка. Поэтому "Газпрому" нет никакого коммерческого смысла дополнительно приобретать за 2 с половиной миллиарда долларов еще какую-то трубу, которая ему совершенно не нужна
Михаил Крутихин с трудом может обозначить выгоды из новых российско-белорусских газовых договоренностей, которые извлечет Россия; может быть, по его словам, это как-то поможет РФ в строительстве заявленного Евразийского экономического союза. В свою очередь, старший аналитик "Метрополя" Сергей Вахрамеев предполагает, что цели Москвы в этом проекте куда более приземленные:
– На мой взгляд, основной мотив "Газпрома" в этой сделке не экономический, а политический. Это дает возможность показать Украине, какая интеграция возможна с ней и с "Нафтогазом Украины". "Газпром" хочет в дальнейшем получить долю в "Нафтогазе Украины" в обмен на скидку в цене на газ.
Может ли газовое соглашение с Белоруссией повлиять на позицию Украины, которая также добивается снижения цен на российский газ? Партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин в этом сомневается:
– Даже если в российском руководстве и прорабатывался такой мотив, то абсолютно ничего убедительного для Киева в нем нет. Украину уже и раньше пытались подвинуть в сторону отказа от требований понизить цену на газ совершенно нереальными предложениями и требованиями: предлагали ей вступить в Таможенный союз, предлагали продать "Газпрому" свою газотранспортную систему. То есть, это были требования, на которые Украина никак пойти не может.
Поэтому я не думаю, чтобы Украина соблазнилась таким добрососедским отношением к Белоруссии, тем более что ей предлагают неприемлемые вещи, - полагает Михаил Крутихин.
Пакет межправительственных соглашений, включающий и новые договоренности до газовой тематике, как ожидается, будет подписан 25 ноября в ходе визита в Москву президента Белоруссии Александра Лукашенко.