Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Пытки и убийство Магнитского": опубликованы документы и фото со следами истязаний, опровергающие официальную версию


Друзья и коллеги Сергея Магнитского публикуют 100-страничный доклад "Пытки и убийство Магнитского. Сокрытие правды государственными органами", содержащий ранее неизвестные документы о гибели юриста. Бывший сотрудник Firestone Duncan, сотрудничавший с Hermitage Capital Management и обвиненный в пособничестве уклонению от уплаты налогов, скончался в Бутырском СИЗО 16 ноября 2009 года. Согласно официальной версии, причиной гибели стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Однако правозащитники уверены: Магнитского истязали, избивали и фактически убили, не позволив оказать ему медицинскую помощь.

С докладом заранее ознакомилась газета "Московский комсомолец". Она приводит фотографии со следами истязаний на теле Сергея Магнитского и цитирует материалы, которые уже направлены в Совет по правам человека при президенте РФ.

Скандальная история вокруг фонда Hermitage началась летом 2007 года. Тогда в московском офисе был проведен обыск, в ходе которого были изъяты финансовые документы и печати. Затем, как утверждали в фонде, они были использованы для смены собственников у трех подконтрольных фонду компаний. А после ИФНС номер 25 и 28 одобрили возврат ранее уплаченных компаниями фонда Hermitage налогов в размере 5,4 миллиарда рублей. Эти деньги перечислили из бюджета России на банковские счета новых владельцев фирм.

По факту мошенничества было возбуждено уголовное дело. Магнитский, выступавший в качестве юриста Hermitage, свидетельствовал о причастности сотрудников МВД к хищению трех компаний у фонда Hermitage и миллиардов из бюджета. Вскоре Магнитский был арестован по подозрению в содействии руководству Hermitage в уклонении от уплаты налогов.

Документы, о которых "забыли"

Результаты расследования гибели Магнитского, приводимые в докладе Hermitage, оказались отличными от официальной версии.

Например, летом 2009 года Магнитскому, жаловавшемуся на резкие боли в брюшной полости, был поставлен диагноз "панкреатит" и "желчекаменная болезнь", назначена операция. Однако за неделю до нее подследственного переводят из "Матросской тишины" в "Бутырку", где нет ни медблока, ни возможности сделать операцию. Согласно документам, на которые ссылается издание, следователи и начальники ФСИН подписали разрешение на этапирование.

СКП при МВД заявил о том, что Магнитский никогда не жаловался на здоровье и они не знали, что он был болен и нуждался в медицинской помощи: "В уголовном деле не было ни одной жалобы от Магнитского на состояние здоровья...", "Его смерть стала полной неожиданностью. Для следователя это просто шок". В Мосгорсуде, напоминает газета, заявили потом: "Он не заявлял ходатайство об освобождении в связи с его тяжелым состоянием здоровья. Судья... мог просто не знать о болезнях подследственного".

Однако согласно собранным правозащитниками документам адвокаты Магнитского отправили около двух десятков письменных жалоб в различные государственные инстанции с просьбами оказать ему требуемую медицинскую помощь. В докладе также содержатся ответы ведомств на эти просьбы: "По медицинским показаниям в следственном изоляторе содержаться может...", "...об обеспечении проведения Магнитскому контрольного УЗИ брюшной полости... вынесено постановление о полном отказе в его удовлетворении...", "физическое, психологическое давление на Магнитского не оказывалось. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется".

Среди документов, собранных правозащитниками, есть и материалы, касающиеся последнего дня жизни юриста. В частности, 16 ноября Магнитский был в критическом состоянии переведен обратно в "Матросскую тишину", однако, отмечает "МК", попал не в больничную палату, а в бокс приемного отделения СИЗО, где его сковывают наручниками и избивают дубинками. По данному факту существует рапорт; в нем отмечается, пишет газета, что приковывать Магнитского и бить пришлось "из-за угрозы членовредительства".

Между тем в докладе приводится также дополнительное заключение комиссии судебно-психиатрических экспертов, которое прежде не проводилось. В органах говорили, что у Магнитского был психоз, он вел себя перед гибелью неадекватно, был агрессивен, разговаривал "с голосами" и мог сам себя повредить. Независимые эксперты-психиатры провели масштабное исследование личности Магнитского и пришли к выводу, что "данных, подтверждающих у Магнитского временное психическое расстройство, нет".

Также эксперты общественно-наблюдательной комиссии выяснили, что врачи скорой помощи, прибывшие в СИЗО по вызову, в течение часа не могли пройти к пациенту, в итоге нашли его уже мертвым в камере, в луже мочи. Однако согласно отчету врача "Матросской тишины", Магнитский умер на столе реанимационной палаты больницы, были проведены реанимационные мероприятия. Также правозащитники раздобыли ранее неизвестный акт о смерти, в нем утверждается, что после гибели у юриста была обнаружена черепно-мозговая травма.

В распоряжении издания оказался еще один документ, о котором "забыли" - это рапорт следователя СКП по Преображенскому району о возможном возбуждении уголовного дела по статье "Убийство". Как отмечает "МК", это тот случай, когда система дала сбой, впрочем, ранее об этом документе никто и не слышал, но он сохранился в книге сообщений о преступлении.

Выводы, которые представят президенту

Материалы доклада "Пытки и убийство Магнитского" по сути дают возможность сделать те же выводы, к которым пришла и в 2009 году общественная комиссия по осуществлению контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Комиссия тогда провела независимое расследование причин гибели Магнитского и заявила: во-первых, поведение медиков... не было "халатностью". Это было неоказание медицинской помощи. Напомним, в отношении врачей "Бутырки" Ларисы Литвиновой и Дмитрия Кратова позже было возбуждено уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности" и "Халатность".

Также эксперты уверены, что органы прокуратуры не выполняли свою функцию и что если бы Магнитскому не продлили срок заключения под стражей, он остался бы жив. Ну и, наконец, согласно заключению комиссии, на Магнитского оказывалось физическое и психологическое воздействие, эта история "может рассматриваться как нарушение права на жизнь".

Результаты расследования тогда были отправлены в СКП, Минюст, ФСИН, Администрацию президента, Генпрокуратуру, однако до сих пор, отмечает газета, ни одно из ведомств не ответило. Однако результаты предыдущей экспертизы по делу Магнитского, представленные минувшим летом рабочей группой совета при президенте, никаких последствий не имели. Тогда было указано на незаконность ареста и содержания Магнитского под стражей, говорилось об избиениях и незаконном преследовании со стороны сотрудников МВД, уличенных им же в коррупции. Однако в СК при МВД опровергли итоги расследования, было заявлено, что доклад Совета по правам человека при президенте России "не содержит никаких сведений, имеющих значение", напоминает газета.

Впрочем, ранее никакого интереса у органов не вызвали и документы, компрометирующие ряд чиновников и сотрудников правоохранительных органов, причастных к делу о хищении бюджетных средств. Компромат публиковали так называемые "друзья Сергея Магнитского" на своем сайте "Остановить неприкасаемых". И если западные страны отреагировали на эту информацию созданием "списка Магнитского" и возбуждением в Швейцарии уголовного дела в отношении сотрудницы ФНС номер 28 Ольги Степановой и двух ее подчиненных, то в России в отношении данных лиц разбирательств не ведется.

Новый доклад по делу Магнитского уже направлен членам совета по правам человека при президенте, в парламенты США, Канады и стран ЕС, сообщает РИА "Новости". Заседание совета по правам человека, на котором Дмитрию Медведеву представят результаты расследования, состоится 13 декабря.