Россия должна стать страной без детских домов
В России числится около 700 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, из них около 80% проживает в семьях - это усыновленные дети, живущие с опекунами, в приемных или патронатных семьях. В детских домах находится около 130 тысяч детей, не считая тех, кто живут в учреждениях для детей с поражением центральной нервной системы, от которых в основном родители не отказались – таких детей еще около 200 тысяч.
Если говорить о детях-сиротах, то 80% проживающих в семьях, - это неплохой показатель, но недостаточный для того, чтобы считать, что проблема сиротства в нашем обществе не существует.
Детские учреждения каждый год выпускают сирот, которые очень плохо приспособлены к тому, чтобы жить обычной жизнью. Каждый год появляется огромное число детей, которые нуждаются в жилье, а государство не успевает его предоставлять. Лишь в последние годы система стала немного выравниваться – то есть детей перестали выбрасывать на улицу. Если дети вышли из детского дома, но не попали в учебное заведение, не получили общежитие, квартиру, они должны точно знать, что могут устроиться в социальную гостиницу, получить временное жилье от муниципалитета или региональной власти. На крайний случай – вернуться в детдом. На мой взгляд, детский дом – это тоже семейный дом для таких детей. Как каждый из нас может на протяжении всей жизни вернуться к своим родителям, если попадает в сложную жизненную ситуацию, так и ребенок-сирота должен иметь возможность вернуться в детский дом. Я видел такие примеры – у нас достаточно много учреждений, которые специально выделяют комнату, иногда несколько, чтобы выпускники могли приехать и пожить какое-то время.
Сиротам крайне трудно устраиваться в жизни после выхода из детдома. Прежде всего потому, что у них часто не развиты основные навыки, которые имеет человек, выросший в семье, – это привязанность, стремление создавать уют, выстраивать внутрисемейные отношения.
Ребенок, однажды лишенный родителей, в связи с несчастным случаем, жизненных обстоятельств или по вине родителей, имеет право на новую семью. Так происходит в человеческом обществе во всем мире, испокон веков. Деинституализация детских домов, постепенное их сокращение и ликвидация, вывод детей из таких учреждений в семьи – это требование, которое предъявляет не только международное сообщество, это требование нашей жизни.
Мы долгие годы создаем банки данных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых можно рекомендовать на усыновление, в патронат, под опеку. Но, к сожалению, за прошедшие 20 лет мы не создали федеральных и региональных банков данных приемных родителей. В эти списки нужно занести всех взрослых людей, способных потенциально принимать детей в свои семьи. Такие списки могут быть созданы по образу и подобию списка присяжных – все голосовавшие на последних выборах автоматически рассматриваются как кандидаты в присяжные заседатели. Так и здесь – надо создать единый реестр возможных родителей, а потом, путем отборки, подготовки каждого кандидата отсеивать тех, кто не способен, не хочет растить детей.
Такие банки существуют во всех европейских странах и США. Когда возникает ситуация, при которой ребенок остается без родителей, то нет проблемы с передачей его в другую семью – приемные родители в базах данных ждут от 5 до 7 лет, когда им дадут ребенка. Такая программа должна быть и у нас.
Также должна быть точная и ясная программа поэтапного сокращения детдомов. Колоссальный объем денежных средств выделяется на содержание каждого ребенка в детском доме – от 300 тысяч до 2 миллионов рублей в год. Это деньги, которые не все российские семьи могут найти в своем бюджете. Я знаю спецшколу в Петрозаводске, которая находится в чрезвычайно убогом состоянии – практически все стекла треснуты, сломанная мебель, но на содержание детей тратится по 1,5 миллиона рублей в год на каждого. За такие деньги каждому ребенку можно было бы нанять личного водителя, тренера, повара, учителей, ребенок мог бы вырасти высокоразвитой и абсолютно защищенной личностью. Но этого не происходит. Обидно, что в таких домах, где могли бы воспитывать элиту, конкурентоспособных ребят, в итоге воспитываются в лучшем случае иждивенцы, в худшем – преступники. Это неразумная трата сил и средств государства.
Мы должны отказаться от детдомов, этой порочной системы «сиротпрома», и передавать детей в хорошо подготовленные, умело сопровождаемые приемные семьи. Для этого по всей стране нужно создать не только банки данных родителей, но и школы, службы сопровождения и поддержки приемной семьи. И большую часть средств, которая будет освобождаться от сокращения детдомов, нужно направлять на зарплату профессиональным приемным родителям - надо признать, что это тяжелый ответственныйтруд.
Есть опыт регионов – Краснодарский край, Калужская область, где к такому труду призывают профессиональных родителей - имеющих педагогическое, психологическое, юридическое образование, и жизнь показывает, что это наиболее подготовленные и ответственные люди. Там, где есть школа приемной семьи, – на стадии отбора отсеивается от 30 до 60% кандидатов. И это хороший показатель, потому что не все желающие могут в итоге стать приемными родителями.
Должна быть разработана единая федеральная программа «Приемная семья».
На создание такой программы уйдет от 6 до 12 месяцев, на реализацию - от 3 до 5 лет.
Минобрнауки РФ имеет несколько департаментов, отвечающих за жизнь, воспитание, образование, социализацию детей, находящихся в детских учреждениях. Именно в недрах министерства образования и науки должна быть разработана такая программа. Конечно, она не может существовать отдельно от Минздравсоцразвития РФ. Это должна быть совместная программа, принять ее следует на уровне правительства, а утверждена она может быть даже указом президента.
Некоторые учреждения надо сохранить – например, временные социальные приюты. Здесь ребенок, оставшийся без родителей, должен жить не дольше месяца, как в европейских странах. За это время определяется статус ребенка, и принимается решение о возвращении его в семью, или передаче в приемную семью. Все остальные учреждения для детей-сирот – их больше 4 тысяч – надо перепрофилировать под детские сады.