Дата
Автор
Андрей Островский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Президент! Если ты нас слышишь

Сегодня в Мурманске траур. Родственники и друзья оплакивают погибших при катастрофе плавучей буровой установки (ПБУ) «Кольская»

Сегодня в Мурманске траур. Родственники и друзья оплакивают погибших при катастрофе плавучей буровой установки (ПБУ) «Кольская». Флаги приспущены несмотря на то, что поисково-спасательная еще продолжается: жители поморья хорошо знают, что выжить в ледяной воде - если тебя сразу не подняли спасатели - невозможно...

Сегодня в Мурманске траур. Родственники и друзья оплакивают погибших при катастрофе плавучей буровой установки (ПБУ) «Кольская». Флаги приспущены несмотря на то, что поисково-спасательная еще продолжается: жители поморья хорошо знают, что выжить в ледяной воде — если тебя сразу не подняли спасатели — невозможно...

Подняли — живых — 14 человек.

На борту было 67.

О пропавших без вести, к глубокому сожалению и скорби, больше можно не говорить.

Спасатели выполняют свой долг: они надеются поднять с поверхности тела погибших - сколько смогут найти в условиях штормового моря. А другим Охотское море зимой практически и не бывает. И если не штормовой, то крепкий ледяной ветер здесь ощущается всю зиму.

Именно такие условия, к слову, заставили ровно год назад рыбаков для проведения операций по перегрузу рыбопродукции зайти в относительно сплоченный лед - там хотя бы качает меньше. Закончилась та история растянувшейся на месяц спасательной операций. Но тогда обошлось без жертв.

На этот раз море не простило откровенного разгильдяйства.

А в том, что это было именно разгильдяйство, по меньшей мере, крайний непрофессионализм и наплевательское отношение к человеческим жизням, сходятся сегодня многие специалисты.

За исключением тех, от кого впрямую зависело принятие решений - руководителей компании-судовладельца «Кольской» ОАО «Арктикморнефтегазразведка». Во всяком случае, вчера, в день траура, и.о. генерального директора компании Юрий Мелехов выступил с заявлением в котором утверждал, что «все члены экипажа в соответствии с международными кодексами проходили все виды специальной подготовки… Особое внимание на предприятии уделяется борьбе за живучесть на судне и оказанию помощи терпящему бедствие объекту». В заявлении - любой желающий может найти его на сайте компании - есть еще немало правильных и высоких слов, которые в данной ситуации выглядят исключительно как «отмазка». Потому что нет главного: информации о том, кто персонально принимал решение о буксировке, в чем была срочность, и для чего надо было экономить на людях.

Это - не праздные вопросы.

Мурманская телекомпания «Арктик ТВ» уже выдала в эфир сюжет с родственниками тех, кто возглавлял - на месте - операцию по буксировке. Старшим в караване был начальник службы безопасности мореплавания ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Миахил Терсин, капитан с 30 летним стажем. Вот, что сказала, глядя в телекамеры и не пряча слез, его дочь Наталья Дмитриева:

  • Отец категорически отказывался лететь в эту командировку. Он несколько раз перед отлетом рассказывал нам, что решение это ошибочное, что перегонять сейчас «Кольскую» нельзя. Его буквально физически заставили отправиться в этот рейс… Наш президент! Если ты нас слышишь, то ты должен «догнать» эту ситуацию!...

Людмила Козлова, жена капитана «Кольской», перед телекамерами не плакала, наверное, кончились уже слезы:

  • Муж писал во все инстанции о том, что буксировка должна быть запрещена. Дошло до того, что он написал заявление об увольнении. Он мне по телефону так и сказал: «Если что-то случится, то я буду виноват…» Он просил, чтобы ему заказали - как списавшемуся с судна - обратный авиабилет. Однако билет ему никто не заказал и заявление его не подписали…

Сейчас, когда буровая находится на дне, трудно сказать в каком она была техническом состоянии. Поднять, как «Булгарию», ее не удастся. Однако специалисты отмечают, что 25 лет («Кольская» была построена в Финляндии в 1985 году) для таких объектов - вполне нормальный для эксплуатации возраст. Особенно учитывая, что только минувшей весной ПБУ завершила прохождение капитального ремонта. После чего её и перебросили на Дальний Восток. Правда этот маршрут - из Мурманска на Камчатку - она проделала не как судоходный объект, а в качестве груза, разместившись на палубе специального транспортного судна «Трансшельф».

Но уже ее осенняя работа на Камчатке вызвала массу вопросов у экологов. Как заявил в интервью радиостанции «Свобода» руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников «Газпром продемонстрировал вопиющие нарушения ключевых норм безопасности в области охраны окружающей среды. Бурения с платформы началось при наличии отрицательного заключения экологической экспертизы. Камчатская природоохранная прокуратура подала против Газпрома иск в связи с нарушением законодательства. Но поскольку компания ни на что не реагировала, 17 октября мы написали обращение к президенту Медведеву с требованием остановить этот опасный проект. К сожалению, ответа от главы государства мы не получили…

Ответа от президента не получили многие. И уже, видимо, не получат.

А что касается действий компании-судовладельца, то не активность ли экологов заставила пойти на перебазирование ПБУ с западного побережья Камчатки на Сахалин? Но привычка плевать на природу, как правило, перерастает в привычку плевать и на людей.

Президент дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский глубоко убежден, что в зимних условиях Охотоморья транспортировку нельзя было осуществлять категорически.

Мощные морские буксиры судоходной компании «РИМСКО» осуществили за последние годы десятки сложных, в том числе и трансокеанских буксировочных операций. Однако президент этой компании, Фазил Алиев, в недоумении:

  • Не вполне понятно, отчего на буксируемом объекте находилось столько людей. Ведь нормативные документы прямо указывают, что «для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимальная необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещена». Между тем, судя по количеству людей, находившихся на борту «Кольской» понятно, что далеко не все из них выполняли функции, связанные непосредственно с судовождением. Ведь на таком переходе буровые мастера, другие специалисты фактически являются пассажирами.

Похоже, что хозяева платформы просто сэкономили, не желая отправлять часть людей самолетом, или фрахтую для них специальное судно. Думали сэкономить на деньгах, получилось - на людях.

Вместе с тем многие специалисты, в том числе известный и авторитетный в профессиональной среде сюрвейер (морской эксперт) Александр Селезнев, по поручению страховой компании обследовавший «Кольскую» еще перед ее отправкой из Мурманска, говорят, что сейчас крайне сложно сделать какие-то адекватные выводы о ключевых причинах катастрофы: для этого слишком мало точной информации. Надо слишком многое знать, в первую очередь, о документах, которые подписывались перед началом буксировки. Там должно было быть расписано все - вплоть до возможных укрытий от шторма по маршруту следования. Однако по маршруту, пересекающему Охотское море, таких укрытий - если внимательно взглянуть на карту, практически нет.

…После летней трагедии «Булгарии» очень много говорилось о хищной эксплуатации судна, когда ради выжимания прибыли частный судовледелец идет на любые нарушения, чтобы заработать лишнюю копейку. Что мы услышим сегодня о философии госкорпораций?