Андрей Коротаев: Записки с Тахрира
Студентка магистратуры элитного английского отделения факультета политологии и экономики Каирского университета. Оба родителя – врачи. Настоящая революционерка. Милейшее создание. Поклонница Троцкого. Всю революцию провела на Тахрире. Рассказала, правда, что ночевала не в палатках в центре Тахрира – там ночевали революционеры-мальчики. А революционеры-девочки – чтобы не подмочить репутацию ни себе, ни революции – как порядочные – ночевали в мечети с краю Тахрира…
Спрашиваю Ноху – и чего же это всё-таки египтяне в январе прошлого года восстали? Ну, она выдаёт давно видно обкатанную тираду про нищету и безысходную бедность.
Я говорю ей: «Ноха, ну что ты мне голову морочишь? Любой же египтянин мог в январе 2011 года покупать в день 20 больших лепёшек хлеба по цене 5 пиастров (= 25 копеек = 1 [один] цент) за лепёшку. Поэтому, ваш главный лозунг – ыш, хурриййа, адала игтимаыййа (хлеб, свобода, социальная справедливость) – выглядит немного странно из-за того, что начинается с хлеба. Уж с чем-чем, но с хлебом-то у египтян в январе прошлого года проблем не было».
Ноха говорит: «Да, ну за этими же лепёшками нужно в очереди стоять! Да я лучше куплю эту лепёшку за три фунта, но без очереди…»
А потом колется:
«Ну да, когда мы накануне 25 января [2011 года] обсуждали в Фэйсбуке, под какими лозунгами выступить, то кто-то вдруг обратил внимание на то, что все требования у нас политические – “за нами же народ не пойдёт” – вот и решили для привлечения народа добавить и какие-нибудь экономические требования. А главный ударный лозунг начать именно с “хлеба”. Ну да, начинал революцию, конечно, египетский upper middle class, те, у кого острых материальных проблем реально не было».
А потом добавляет:
«А 25 января, когда выступление началось, смотрим кругом – и мне даже немного страшно стало – кругом же сплошь upper middle class – а где же народ? Народ реально стал подтягиваться на Тахрир только 28 января, а по-настоящему, в значительных количествах, даже скорее ещё позднее…»
Добавлю от себя – когда его призвали туда идти не симпатичные революционерки типа Нохи, а совершенно серьёзные мужики – Братья-мусульмане – за которых весь простой египетский народ сейчас практически единодушно и голосует… Партия же Нохи (называющаяся, кстати, ни много ни мало – «Перманентная революция») набрала не больше того, что на последних российских выборах набрало «Правое дело»).
P.S. Да, Ноха сказала, что они сейчас с друзьями в Фейсбуке обсуждают – не стоит ли 25 января этого года попробовать организовать «вторую египетскую революцию». А к обсуждениям в Фейсбуке Нохи и её друзей, как вы уже поняли, имеет смысл относиться очень даже серьёзно…
Смотрите также: Самая красивая страна в мире Истоки и смысл арабской революции Юлия Зинькина, Андрей Коротаев Египетская революция 2011 г.: структурно-демографический анализ