Сирия расследует смерть французского журналиста
Фото: Reuters Власти Сирии создали комиссию по расследованию гибели французского репортера Жиля Жакье, который скончался в результате взрыва мины в городе Хомс 11 января. Франция потребовала от Сирии прояснить обстоятельства его гибели и защитить иностранных репортеров. Смерть Жакье стала первым случаем, когда в ходе 10-месячных волнений погиб иностранный сотрудник СМИ.
Глава МИД Франции Ален Жуппе потребовал от сирийских властей огласить всю правду об убийстве оператора "Франс-2" Жиля Жакье. "Расследование должно установить причины событий и в особенности ответственных за них", — заявил он. Сирия, по его словам, должна обеспечить безопасность иностранных журналистов.
Взрыв произошел 11 января во время демонстрации оппозиционеров, которую освещали репортеры. В результате погибли 9 человек, а около 25 были ранены, в том числе бельгийский журналист. Губернатор Хомса Хасан Абдель Аль принял решение создать комиссию по расследованию обстоятельств террористической атаки.
По информации государственного Сирийского информационного агентства, Жакье был членом делегации международных журналистов, посетивших город. Вооруженный террорист запустил в делегацию снаряды из миномета. Но представители оппозиционной Сирийской революционной комиссии опровергли эту версию. По их словам, подрыв осуществили силы госбезопасности. "Журналисты подверглись нападению в милитаризованной цитадели режима — для любого вооруженного оппозиционера было бы чрезвычайно сложно проникнуть на эту территорию и устроить такую атаку", — сказал Виссам Тэриф, представитель одной из групп оппозиционных активистов. Такого же мнения придерживаются члены Сирийского национального совета. Убийство, по их мнению, было "попыткой заставить источники нейтральных и независимых средств массовой информации замолчать".
Тем же днем с критикой режима президента Башара Асада выступил один из международных наблюдателей от Лиги арабских государств. Представитель Алжира Анвар Малек заявил, что наблюдательная миссия ЛАГ превратилась в фарс, и покинул Сирию. Миссия ЛАГ, по его словам, обслуживает режим Асада, прикрывая убийства, а не занимается независимой работой. За 15 дней, проведенных в Хомсе, он стал свидетелем многих "позорных сцен". По его словам, власти Сирии "не убрали танки с улиц, а только спрятали их и передислоцировали после отъезда наблюдателей". "Снайперы везде, и они стреляют по гражданским. Людей похищают. Арестованных пытают и ни одного из них не отпустили", — заявил Малек. Глава миссии ЛАГ в Сирии, суданский генерал Мохаммед Ахмед Мустафа аль-Даби назвал заявления Малека ложными и заявил, что тот даже не покидал отель. Между тем, заверяют противники режима Асада, убийства в Сирии продолжаются. 12 января, по их данным, в разных провинциях Сирии погибли по меньшей мере 25 человек.
Миссия ЛАГ в Сирии начала свою работу 26 декабря. Но с первых дней она вызвала неудовлетворение у оппозиционных активистов, борющихся с режимом Башара Асада. Оппозиционеры жаловались и на то, что не могут встретиться и поговорить с наблюдателями, так как их сопровождают военные. А позже они обвинили членов миссии в том, что они необъективно освещают ситуацию в стране, и не могут остановить внесудебные казни. Особое недовольство активистов вызвал глава миссии, генерал аль-Даби. Активистам не понравились его слова о том, что он не заметил в Хомсе, одном из центров массовых протестов, "ничего устрашающего". Так, только в первый день работы миссии, по словам сирийских оппозиционеров, силы госбезопасности убили примерно 40 человек, а сам Хомс подвергся обстрелу.
Антиправительственные выступления продолжаются в Сирии уже 10 месяцев. В декабре ООН заявила, что в Сирии погибло более пяти тысяч человек. Сирийские оппозиционеры уверены, что истинное число жертв режима президента Башара Асада намного больше. Практически ежедневно они сообщают о новых убийствах. Как правило, военные расстреливают демонстрантов, которые выходят на улицы крупных городов. Официальный Дамаск подчеркивает, что борется с "вооруженными группировками, поддерживаемыми извне", а не с мирными демонстрантами.