Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Политологи комментируют статью Путина:"Путину нечего стесняться своих успехов"


«Известия» публикуют статью Владимира Путина о вызовах, стоящих перед Россией («Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»).

Считаю необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые мне кажутся важными для широкого обсуждения, пишет Путин. «С какими рисками и задачами России придётся столкнуться. Какое место мы должны занять в глобальной политике и экономике. Будем ли следовать за развитием событий или сами участвовать в формировании правил игры. Благодаря каким ресурсам сможем усилить свои позиции и, подчеркну – обеспечить стабильное развитие. Причём такое, которое не имеет ничего общего с застоем. Потому что в современном мире стабильность – это достояние, которое можно только заслужить, заработать упорным трудом, проявляя открытость к переменам и готовность к назревшим, продуманным и просчитанным реформам».

«Постоянно повторяющаяся в истории проблема России – это стремление части её элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем, не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперёд и ниспровержения без созидания», полагает Путин.

“Этому противостоит другая тенденция, противоположный вызов – склонность к застою, к иждивенчеству, неконкурентность элит и высокий уровень коррупции. Причём, при каждом удобном случае "ниспровергатели" буквально на глазах превращаются в "самодовольных господ", которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии. Либо, происходит ровно обратный процесс –"господа" превращаются в "ниспровергателей".

Обозначенная премьером проблема как никогда актуальна, считает Алексей Мухин, генеральный директор «Центра политической информации»: «Путин здесь дает, можно сказать,ответ своим клеветникам, которые обвиняют его в «брежневизации» и в том, что он подавляет революционные настроения масс. Мне кажется, подавлять революционные настроения масс - это как раз его конституционная обязанность. Что касается «брежневизации», то тут Владимир Путин привлекает внимание читателей к тому, что такового просто не происходит. Мне кажется, что он выступает в роли человека, которого очень задели обвинения, высказанные в его адрес на Болотной площади и проспекте Сахарова. В частности, статья имеет и такую цель - ответить на эти обвинения».

Историческую закономерность к политике «ниспровержения» подмечали многие наши политологи, - считает политолог Ольга Крыштановская: «Это такая странность нашей истории, такой характер нашего государства: оно не имеет механизма плавной передачи власти и из-за этого возникает такой драматичный цикл для нашей истории. Всегда он был, кто-то его называет «трехтактным», кто-то «четырёхтактным»: революция, потом бурное развитие, потом застой, оттепель и новая революция. Система не настолько гибка, чтобы преодолевать кризисы, возникающие в периоды застоя, и поэтому она каждый раз ломается. Это величайшая задача нашего времени: не дать произойти этой революции.

Это ошибочная система ценностей, установившаяся в последние годы.

У нас вообще имперский характер образования страны, и демократия приводит к отпаду окраин. И с этой позиции выступал и Путин. Задачу он ставит грандиозную: применить демократию таким образом, чтобы не происходило распада страны».

Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития – вышла из глубокого спада, который последовал за крахом тоталитарной модели социализма и последовавшим за ним распадом Советского Союза. «По сравнению с 90-ми годами бедность сегодня сократилась более чем в 2,5 раза. Практически ушли в прошлое "зоны застойной бедности", когда в больших городах дееспособные и активные люди не могли найти работы или же им месяцами не платили зарплату. Согласно независимым исследованиям, реальные доходы четырех из пяти россиян превышают уровень 1989 года – "пика" развития СССР, после которого началось падение и разбалансировка всего социально-экономического организма страны. Больше 80 процентов российских семей сегодня имеет более высокий уровень потребления, чем средний уровень потребления советской семьи».

Но что особенно важно – в России за последние 10 лет сформировался значительный слой людей, которых на Западе относят к среднему классу. Это люди с доходами, которые позволяют в достаточно широких пределах выбирать – потратить или сберечь, что купить и как именно отдыхать. Они могут выбирать такую работу, которая им нравится, у них есть определенные накопления.

И, наконец, средний класс – это люди, которые могут выбирать политику. У них, как правило, уровень образования такой, что позволяет осознанно относиться к кандидатам, а не "голосовать сердцем". Словом, средний класс начал реально формулировать свои запросы в разных направлениях.

«Сам пафос этой статьи, которая, как понимаю, первая из цикла будущих статей, - это то, что будущее России зависит от людей, делающих свободный, сознательный выбор, - убежден политолог Вячеслав Никонов, президент Фонда "Политика": Это не государство, строящее какую-то схему развития: это люди, которые реализуют свои интересы - и государство, которое помогает им в этом. Это поворот парадигмы развития, парадигмы мышление о будущем экономики с точки зрения именно
сознательного среднего класса, который собственно, сам и должен обеспечить прогресс России».

- Уровень благосостояния россиян действительно превышает уровень 1989 года, - заявил "Росбалту" социолог Борис Дубин, руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-Центра". - У людей появились, пусть и не гигантские, но накопления. Кроме того, за последние годы заметно улучшился уровень жизнь. За период «нулевых» мы стали жить лучше. Люди действительно стали зарабатывать больше. Особенно это ощущалось до начала кризиса. Люди все чаще довольны тем, как они устроились и сколько получают. И это фактор государственной поддержки. Изменились и приоритеты. В том числе и в образовании, о чем тоже сказал Владимир Владимирович. У молодежи появилась четкая установка на получения образования. И большинство молодых людей в крупных городах говорит, что будут поступать в ВУЗы или уже это делают. Хотя, поступят, конечно же, не все, но стараться они будут. Образование и диплом - теперь включается в минимум тех качеств, которыми должен обладать молодой человек для того чтобы претендовать на хорошее место и хорошую зарплату.

Мировой кризис, разразившийся в 2008 году, коснулся всех, многое подверг переоценке, признает Путин. Но считает, но работа власти под его руководством была эффективной.

«Мы не играли в "пустышки". Наша экономическая политика была продуманной и осмотрительной. В докризисный период мы существенно нарастили объём экономики, избавились от долговой зависимости, подняли реальные доходы граждан, создали резервы, которые позволили пройти кризис с минимальными потерями для уровня жизни населения. Более того, в разгар кризиса мы смогли значительно повысить пенсии, другие социальные выплаты. А ведь очень многие, особенно из числа оппозиционеров, подталкивали нас поскорее потратить то, что приносили нефтяные доходы. Что было бы с теми же пенсиями, если бы мы пошли на поводу у популистов?

«То, как Россия прошла кризис 2008 – это безусловное достижение и лично Путина и монетарных властей и вообще экономических властей. Не потерян уровень жизни, нет массовых протестов в связи с этим, не утрачено отечественное автомобилестроение, которое было под угрозой. Сохранен уровень жизни, невысок уровень безработицы, параллельно осуществляется модернизационная масштабная программа, в общем, вполне достойно власти распорядились. Те ресурсы, что предоставлялись для санации банкам и кампаниям, возвращены с прибылью. Путину нечего стеснятся, говоря об успехах в преодолении кризиса» - считает политолог Дмитрий Орлов.

Но в более глубоком долгосрочном смысле – нынешние проблемы носят вовсе не конъюнктурный характер. По большому счёту, то, с чем сегодня сталкивается мир – это серьёзный системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации. Это зримое проявление перехода в новую культурную, экономическую, технологическую, геополи­тическую эпоху. Мир вступает в зону турбулентности. И, безусловно, этот период будет длительным и болезненным. Здесь не надо питать иллюзий.
Очевиден и финал системы, сложившейся за 20 лет после крушения Советского Союза – включая феномен "однополярности".

В каком состоянии Россия встречает надвигающуюся эру глобальной трансформации? В 90-х страна пережила настоящий шок распада и деградации, огромных социальных издержек и потерь. Тотальное ослабление государственности на таком фоне – было просто неизбежно. Мы действительно подошли к критической черте.

Владимир Путин напоминает текст перехваченного в то время ФСБ сообщения, которое послал своим подельникам за границу один из наиболее одиозных и кровавых международных террористов, убивавших наших людей на Северном Кавказе – Хаттаб. Он писал: "Россия слаба как никогда. Сегодня у нас есть уникальный шанс: отобрать Северный Кавказ у русских". «Террористы просчитались: Российская армия при поддержке чеченского и других народов Кавказа отстояла территориальную целостность нашей страны и единство российского государства».
Однако нам потребовалось огромное напряжение сил, мобилизация всех ресурсов – чтобы выбраться из ямы. Собрать страну. Вернуть России статус геополитического субъекта. Наладить социальную систему и поднять лежащую экономику. Восстановить элементарную управляемость власти.

Ближайшей задачей в подобных обстоятельствах стало восстановление реального единства страны, иными словами, установление на всей её территории суверенитета российского народа, а не господства отдельных лиц или групп.

Теперь мало кто вспоминает, сколь трудна была эта задача, каких усилий потребовало её решение. Мало кто вспоминает, что самые авторитетные эксперты и многие международные лидеры в конце 90-х годов сходились в одном прогнозе для будущего России: банкротство и распад. Нынешняя ситуация в России – если смотреть на неё глазами 90-х годов – выглядела бы для них просто сверхоптимистичной фантастикой.

Но как раз такая "забывчивость" и сегодняшняя готовность общества примерять к России самые высокие стандарты качества жизни и демократии – лучшие свидетельства нашего успеха.

«Россия действительно находилась на грани развала и та феодализация, которая произошла в результате наделения неограниченным суверенитетом региональных глав, озвученном Борисом Ельциным в известной фразе, она привела к тому, что теоретически России очень легко было разделить на несколько сырьевых частей. Заслуга Владимира Путина как раз и состояла
в том, что он при помощи определенных технологических решений предотвратил этот процесс и даже повернул его вспять. Сейчас идет даже обратный процесс - регионам пытаются дать больше полномочий, просто не могут определить, каких именно и когда», - считает Алексей Мухин.

«Нашу задачу на предстоящие годы вижу в том, чтобы убрать с дороги национального развития всё то, что мешает нам идти вперёд. Завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся, и одновременно – устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм» - пишет Владимир Путин.