Создает ли угрозу России американская ПРО в Грузии?

Владимир Путин заявил, что Россия обеспокоена возможностью размещения элементов системы противоракетной обороны США вблизи своих границ, в том числе в Грузии. «И что, мы должны будем нацелить наши ударные системы на грузинскую территорию? Вы представляете, какой ужас?» – заявил он. Между тем, директор Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок уверен, что опасность ПРО для России – миф, очевидный и самому премьеру.
– Анатолий Дмитриевич, так все-таки угрожает ли нам европейская ПРО?
– Ну, она только называется европейской, в действительности же это передовое базирование противоракетной обороны Америки, она организуется и оплачивается США. Так было и в Польше, и в Чехии, теперь вот разворачивается в Турции и может быть (в чем я глубоко сомневаюсь) будут устанавливать в Грузии…
– Так России это угрожает?
– Надо четко понимать, что такое система ПРО. Сначала космическая группировка должна определить момент запуска ракеты, дать информацию радиолокационной станции, которая, в свою очередь, должна определить траекторию ракеты и дать информацию о возможном месте ее уничтожения. Но у нас ракеты твердотопливные, у них огромная скорость, когда они входят в безвоздушное пространство, они становятся практически неуловимыми. Кроме того, их просто физически значительно больше, чем противоракет. Не говоря уже, наконец, о том, что существуют еще ложные цели – от 20 до 30 на ракету, определить, где настоящая ракета, просто невозможно.
– Это понимают и российские, и американские военные?
– Да, я общался и со множеством российских экспертов и действующих военных, и с американскими коллегами – у военных есть консенсус по поводу того, что ПРО в Европе не может угрожать России. Просто это стало политическим вопросом.
– А ведь раньше, кажется, Россия пыталась сотрудничать с США по ПРО.
– Более того, 8 лет назад американцы сами порекомендовали России совместно создать ЕвроПРО, это было их предложение. В 2001, а затем в 2002 году состоялись совместные учения российских космических войск и американских. Затем это сотрудничество прекратилось, и то, что потом стал предлагать Медведев, – это, по сути, те же идеи, которые выдвигали ранее сами американцы. Но тут уже США сами отказались.
– Говорят еще, что на место противоракет можно поставить ракеты с ядерными боеголовками…
– В принципе, эти противоракеты могут быть заменены в течении 1,5–2 суток на ядерные ракеты, и разрешения на то, чтобы наши специалисты проследили за этим, нам не дают…
– Но что это меняет, если США могут и со своих прежних стратегических баз несколько раз уничтожить все население России?
– Да, это на самом деле бессмысленно с военной точки зрения, это политическая игра.
– Она рассчитана на внутренний электорат или на Запад?
– Безусловно, на внутренний электорат. Хотя мы сотрудничаем с США по огромному спектру вопросов: по борьбе с международной преступностью, с наркотрафиком, с пиратами, по Афганистану, по многим другим областям – но все равно в политике США у нас назначены главным врагом.
– Как вы думаете, Путин просто не понимает, что противоракетная оборона нам не угрожает, или это лишь такая риторика?
– Думаю, он все понимает. Просто наша армия сегодня полностью не боеготовна, у нас нет ничего, кроме ядерного оружия, да и то уже постепенно приходит в негодность. Вот мы им и грозим.