Елена Батурина по закону получила иммунитет от следствия

Как сообщили накануне российские информагентства, Следственный департамент (СД) МВД РФ подготовил обращение в компетентные органы Австрии о вызове на допрос в качестве свидетеля супруги экс-мэра Москвы Елену Батурину по уголовному делу, связанному с хищениями денежных средств в ОАО «Банк Москвы». Представитель ведомства особо подчеркнул, что в настоящее время Следственный департамент «располагает апостилированным заявлением о местонахождении Батуриной», что является основанием для направления в компетентные органы данного государства официального запроса в соответствии со ст. 456 УПК РФ.
Кое-кто поспешил в связи с этим написать, что следователям в результате некоей напряженной и продолжительной работы все-таки удалось установить точное местонахождение бывшей главы «Интеко», и теперь ей уже не отвертеться от приезда в Москву. Между тем, адвокат Батуриной Александр Аснис уже заявил, что его доверительница сама сообщила следователям свой адрес в Австрии еще в прошлом году и - о чем неоднократно заявляла ранее - готова явиться на допрос, но только если получит правильно оформленную повестку. «Елена Николаевна направила в Следственный департамент МВД России письмо, в котором сообщила адрес в Австрии, по которому ей в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством России и международными правовыми актами может быть вручен вызов на допрос. И если этот порядок будет соблюден, она готова обсуждать то, когда она сможет прибыть на допрос». Адвокат подчеркнул, что «заявление Следственного департамента МВД России о том, что Батурина уклоняется от вызова на допрос, не соответствует действительности. По его мнению, это Следственный департамент до сих пор уклонялся от соблюдения требований закона о вызове на допрос свидетеля, находящегося за рубежом».
Любопытно, что в неуклюжую ситуацию, аналогичную «сенсационному» объявлению об австрийском адресе Батуриной, который она сама же следователям и предоставила, СД МВД уже попадал. Почти год назад, в феврале 2011 года, представители Следственного Департамента вдруг «обнаружили» на счетах предпринимательницы деньги, полученные от продажи «Премьер-Эстейту» пресловутого земельного участка. А Елена Батурина на фоне разгоревшейся тогда в СМИ шумихи спокойно напомнила, что находка следователей была ею совершенно официально задекларирована ещё годом ранее, о чем были сотни публикаций в СМИ.
Получается, что следствие спустя многие месяцы все-таки прислушалось к требованиям Елены Батуриной и ее адвокатов. А тот факт, что сейчас это представлено в виде «угрозы» - всего лишь очередная PR-уловка. Ведь за грозными заявлениями о намерении «обратиться за помощью к правоохранительным органам Австрии» скрывается, похоже, наконец-то осознанная необходимость действовать единственно возможным законным путем.
Чего же именно добивалась все эти месяцы Елена Батурина, и на что в итоге пошло российское следствие? В соответствии с упомянутыми в сообщении СД МВД РФ статьями 453 и 456 УПК РФ, а также с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам, участником которой является Российская Федерация, свидетель, находящийся за пределами территории Российской Федерации, может быть вызван на допрос только с его согласия и только путем направления соответствующего запроса в компетентные органы государства, на территории которого свидетель находится (что, собственно, сейчас и должно произойти).
Явившийся по вызову свидетель не может быть на территории Российской Федерации привлечен в качестве обвиняемого, взят под стражу или подвергнут другим ограничениям личной свободы за деяния, которые имели место до пересечения им Государственной границы Российской Федерации. Собственно, ради этого пункта Елена Батурина на протяжении всех этих месяцев добивалась вызова ее на допрос с соблюдением всех установленных норм и правил. Так называемые «повестки», которые следователи на протяжении многих месяцев пытались направить ей напрямую и даже передать через Юрия Лужкова, законной процедуре не соответствовали, и, соответственно, иммунитета Елене Батуриной не обеспечивали.
При этом, в соответствии со статьей 8 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи, даже если повестка о вызове на допрос содержит предупреждение о санкциях, то свидетель, который не ответил на повестку, не может быть подвергнут какому-либо наказанию или ограничению, включая привод. В этой связи адвокат Елены Батуриной Александр Аснис подчеркивает, что ни о каком искусственном «принуждении» его подзащитной к явке на допрос не может быть и речи. По получении документа из России, австрийские органы юстиции обязаны лишь вручить запрос о вызове на допрос Батуриной, а далее она самостоятельно решает вопрос, ехать ей на допрос в Москву или нет.
Ранее Елена Батурина неоднократно заявляла о своей личной заинтересованности в скорейшем расследовании по делу «Премьер-Эстейта», однако следствие к ее призывам не прислушивалось. "Я больше чем кто либо заинтересована в разрешении этой истории, потому что она полностью надумана. В моих интересах закончить все эти уголовные дела", - заявляла она, в частности, в недавнем интервью РЕН-ТВ. Возможно, теперь чаша весов склонилась на сторону супруги Юрия Лужкова. Теперь хотя бы как минимум она может ожидать правильно оформленного вызова на допрос. Не понятно только, интересны ли на самом деле следователям ее показания. Ведь, что мешало им оформить такой запрос несколькими месяцами раньше?