Дата
Автор
Евгений Гавриленков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Спасти единую валюту: каковы шансы евро


Чем дольше длится история с греческим долгом, тем скучнее она становится. Формально главная цель переговоров – решить проблему греческого долга, предоставив финансовую поддержку в виде дополнительных кредитов и списав часть существующего долга. Это позволит к 2020 году снизить отношение долга к ВВП с 160% до 120% – в таком случае долговая нагрузка Греции будет сопоставима с нынешней итальянской. Намерение снизить долговую нагрузку Греции до такого же уровня, как у других проблемных стран, само по себе весьма удивительно и достаточно абсурдно. Более того, никто не может гарантировать, что эта цель будет достигнута. Получается, речь идет лишь о том, чтобы выиграть время и «оградить» остальные страны еврозоны от Греции.

Едва ли кто-то может быть уверен в том, что, оставаясь в рамках еврозоны, греческая экономика сможет за год или два показать позитивную динамику и добиться устойчивого роста, который позволил бы в дальнейшем обслуживать долг на рыночной основе. Обеспечить дальнейший рост ВВП в режиме предписанной бюджетной экономии крайне затруднительно, если не начнутся структурные реформы, приватизация и создание новых рабочих мест.

В последние годы совокупные доходы бюджета Греции находились на уровне примерно 40% ВВП, но расходы составляли около 50% ВВП. Непонятно, как страна сможет получать больше доходов и сократить дефицит, и как она сможет умерить бюджетные расходы, если экономический спад будет все глубже и продолжительнее, не говоря уже о побочных эффектах грядущих социальных проблем. Это означает, что Греции, теоретически, снова потребуется дополнительная поддержка и новое списание долгов, но в определенный момент она просто не сможет их получить.

Вне зависимости от того, останется Греция в еврозоне или выйдет из нее и вернется к драхме (после того как был разработан юридический механизм для стран, желающих покинуть зону евро), ей придется объявить дефолт, чтобы создать условия для экономического роста. Списания 70% долга будет недостаточно. Списание, скажем 90% долга, вероятно, помогло бы восстановить рост экономики, но оно почти равноценно дефолту. По-видимому, лучшими предпосылками для возобновления роста будут возвращение к драхме (которая временно может быть в два-три раза дешевле евро) и дефолт. Сокращение госрасходов, зарплат и пенсий на 10%, на 20% и вообще на сколько угодно не приведет к существенному повышению экономической конкурентоспособности Греции.

В конечном итоге, Греция сама по себе не столь важна: речь идет в первую очередь о существовании евро как валюты. Переговоры о судьбе Греции больше похожи на попытки бесконечно откладывать проблему. В идеале, конечно, хотелось бы избежать спонтанного дефолта в марте. Принципиально важно предотвратить «заражение» других стран, поддерживая долговые рынки Италии и Испании путем интервенций со стороны ЕЦБ и кредитования банков, чтобы вся финансовая система продолжала функционировать и можно было проводить необходимые изменения, такие как постепенное «вычищение» балансов. Все эти меры нацелены на спасение евро.

Существование евро имело решающее значение для мировой экономики и финансовой системы, поскольку эта валюта обеспечивает здоровую конкуренцию доллару. Единственная резервная валюта – такой же негативный фактор, как отсутствие экономической или политической конкуренции в некоторых странах, особенно если резервная валюта выпускается страной, у которой огромный дефицит бюджета и растет отношение долга к ВВП. Евро очень важно не только для Европы, но и для мировых держав, таких как Китай и Россия, которые держат часть золотовалютных резервов в евро, и они стремятся сохранить их диверсификацию. Можно ожидать, что, по крайней мере, эти две страны поддержат евро (впрочем, довольно ограниченно), так как ни Россия, ни Китай, ни другие страны не могут предложить альтернативную резервную валюту, не обладая достаточно масштабной экономикой и финансовыми рынками.

Макроэкономическая статистика за IV квартал 2011 г. в основных странах еврозоны: Германии и Франции – была несколько лучше, чем ожидалось. Это значит, что Германии, вероятно, удалось избежать технической рецессии, а во Франции рост экономики и налоговой базы также может ускориться в 2012 году. По-видимому, в текущем году будет создано европейское рейтинговое агентство – признак того, что система продолжает развиваться. В дальнейшем предстоит очередной тур дебатов о будущей монетарной и бюджетной структуре союза.

В целом, у еврозоны, видимо, есть шанс выжить (возможно, реинкарнировавшись) при установлении новых правил регулирования. В то же время для остальных стран важнее не внутренние проблемы еврозоны, а само существование евро как валюты, уравновешивающей доллар. Когда ситуация нормализуется и Европа проведет все необходимы изменения, евро может даже упрочить свои позиции.