Большинство хочет убивать
Фото: Алекс Аминев/Коммерсантъ Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) опубликовал результаты всероссийского опроса об отношении граждан к смертной казни. Согласно результатам социологического исследования, вынесение смертного приговора считают допустимым 66% от общего числа опрошенных, что на 14% меньше, чем по результатам аналогичного опроса 2011 года. На эти 14% увеличилось число респондентов, затруднившихся определить свою позицию. Количество противников смертной казни осталось на прежнем уровне — 15%.
Между тем в международной практике смертная казнь, отмененная на территории 97 стран и не применяющаяся еще в 36 странах, остается по-прежнему одной из самых острых дискуссионных тем. Так, в Великобритании, полностью отказавшейся от смертной казни в 1998 году, 66% граждан, согласно опросу, проведенному Ipsos MORI, считают ее допустимой. Впрочем, социологи отмечают постепенное снижение числа сторонников с конца 70-х на 15%. Тенденцию на снижение уровня поддержки смертной казни, связанную с ее отменой, социологи наблюдают также в Канаде (отменена в 1998 году) и во Франции (1981). Традиционно высоким остается уровень поддержки смертной казни в Японии, где она по-прежнему применяется, — около 85% респондентов. Напротив, в Австралии 2/3 населения считают смертную казнь недопустимой в принципе. Большинство итальянцев (1994 год) и финнов (1972) также против высшей меры.
В США, входящих в пятерку стран по количеству приводимых в исполнение смертных приговоров, отношение к смертной казни, согласно исследованию Gallup, значительно менялось на протяжении последних 70-ти лет. Так, наиболее высоким уровень поддержки смертной казни был в конце 80-х—начале 90-х (около 80%). Социологи Gallup связывают это с всплеском преступности в эти годы. Напротив, споры, возникшие вокруг ряда уголовных дел, в том числе и дела Терезы Льюис, первой женщины, казненной в штате Вирджиния за последние сто лет (защита настаивала на невменяемости подсудимой), способствуют снижению числа сторонников смертной казни. В настоящий момент около 60% американцев одобряют смертную казнь. При этом среди республиканцев эта доля достигает 73%, а демократов — всего 46%. Также наблюдаются расовые и возрастные различия. Так, за казнь высказались почти 70% белых и всего 40% представителей других рас. Молодежь чаще высказывается за отмену высшей меры.
В России наиболее высокая доля сторонников высшей меры (от 70% до 80%) — это избиратели КПРФ, семьи с низким уровнем дохода, а также представители средней возрастной группы (от 30 до 45 лет). Жители Москвы, семьи с высоким уровнем дохода и работники интеллектуальной сферы чаще остальных ( каждый 4-5-й из опрошенных) считают казнь недопустимой.
"Лояльность к смертной казни зависит в первую очередь от концентрации коллективного страха в обществе, — заявила PublicPost аналитик ФОМа Екатерина Кожевина. — Чем больше происходит терактов, жестоких преступлений, которые резонируют в СМИ, тем больше люди хотят возмездия, расправы над преступниками". Кроме того, эксперт подчеркнула, что на результаты опроса могла оказать влияние социально-демографическая структура населения России: "Чаще всего респонденты считают допустимой смертную казнь за сексуальные преступления над несовершеннолетними. Люди, у которых есть собственные дети в этом возрасте, острее реагируют на проблему смертной казни, проецируя преступление на свою семью (категория в возрасте 31-45 лет)".
Большинство сторонников высшей меры (более трети от общего числа опрошенных) аргументируют свою позицию необходимостью справедливого возмездия за совершенное преступление и считают допустимым вынесение смертного приговора за совершение особо тяжких преступлений (терроризм, серийные убийства). Смертную казнь как средство снижения уровня преступности и профилактическую меру оправдывают соответственно 9% и 8% от числа опрошенных. Противники смертного приговора исходят из возможности судебной ошибки, негуманности высшей меры или, напротив, предпочитают пожизненное заключение как более суровую меру наказания.
При определении категории тяжких преступлений, совершение которых должно караться высшей мерой, 2/3 опрошенных признали таковыми сексуальное насилие против несовершеннолетних, чуть меньше (64%) отнесли к таковым убийство. Чуть больше половины включили в эту категорию терроризм, изнасилование — 47%. В опросе приняли участие 1500 респондентов в 43 субъектах РФ.