Расширение Москвы: что помешает счастью
Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ Дмитрий Медведев под конец своего правления велел подготовить к 1 июля все документы для расширения Москвы. Эксперты относятся к этой истории скептически и не верят, что московские проблемы можно решить, раздвинув границы города.
По задумке, основные министерства и ведомства Москвы переедут за МКАД вместе с чиновниками уже в 2014 году. Уже сейчас известно, что новую Москву поделят на секторы и кластеры. "Это ближний пояс, где будет уместна частичная урбанизация, средний пояс, где следует реализовать проекты создания локальных градостроительных комплексов и социальных объектов в природном окружении; дальний рекреационный пояс, предназначенный для развития туризма, отдыха, сохранения сложившейся природной среды", — рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. На территории будет шесть кластеров деловой и общественной активности: административно-деловой кластер, включая правительственный квартал; финансово-деловой центр; кластеры исследований и инноваций; университетский кластер; медицинский кластер, рекреационно-туристический. Точного расположения Собянин пока не сообщил.
Идея раздвинуть границы Москвы в область пришла Медведеву еще в июне прошлого года. Он заявил, что это поможет "улучшить развитие московского мегаполиса для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному числу людей". Мэр Москвы Сергей Собянин идею президента поддержал и создал рабочую группу вместе с губернатором Подмосковья Борисом Громовым. Теперь "трудовые контракты" Медведева и Громова заканчиваются, и разбираться с "Большой Москвой" придется "новым" лицам — избранному президенту Владимиру Путину и назначенному губернатору Московской области Сергею Шойгу.
PublicPost побеседовал о перспективах развития "Большой Москвы" с экспертами, неравнодушными к проблемам столицы.
Григорий Ревзин, архитектурный критик
Это очень большой вопрос. Те документы, которые попросил подготовить Медведев, по смыслу должны быть пять документов: градостроительный, речной, земельный, лесной кодексы и строительные нормы и правила. Все эти документы очень объемные, чрезвычайно коррупциоемкие, и попытки изменить каждый из них приводили к кошмарным последствиям. Это и лесные пожары, коллапс в московском генплане и так далее.
Сейчас все чиновники заняты вопросом, кто куда растянется после перепрятышек, и больше ничего не делают, и менять все эти документы они сейчас просто не в состоянии. Поэтому это просто очередная утопия Дмитрия Анатольевича.
Тут совпали две разные дурацкие ситуации. В обществе сейчас бытует мнение, что самая большая проблема — это чиновники, выгнать их — и наступит всем счастье. Но в Москве много проблем: транспортная, ржавые заброшенные поделенные рейдерами промзоны, стихийные рынки, гастарбайтеры. Особенность этих историй в том, что они живут сами и президентом не управляются. А Медведев работает с тем, что им управляется — с людьми, которые сидят на бюджете. Поэтому президент и хочет выводить из Москвы государевых людей, которыми можно управлять. Это способ искать кошелек не где потерял, а где светло. Вывести из Москвы чиновников, студентов, музеи и в городе останутся пенсионеры и гастарбайтеры — те, кого не удалось эвакуировать. Вышла какая-то ошибка — Сергея Кужугетовича (Шойгу) отправили в Подмосковье, а надо было спасать Москву, потому что когда всех вывезут, город превратится в место чрезвычайных ситуаций.
Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта
Сейчас идет большой международный конкурс по развитию "Большой Москвы". Появление федерального решения для планировщиков — положительная вещь, потому что до сих пор они руководствовались техническим заданием, утвержденным некоторыми московскими чиновниками. Когда мы начинаем говорить конкретно о дорогах, происходит некоторое опережение событий. Такие вещи хорошо бы услышать не от политических деятелей, а от профессиональных планировщиков. Например, бессветофорное движение по Калужскому шоссе. Что это такое? Я искренне не понимаю. Там Профсоюзная улица, которую в хайвей превратить нельзя. Сделать гибрид как на Большой Ленинградке вряд ли будет хорошо. Я здесь не склонен критиковать. Самое главное, что федеральная власть дает абсолютно четкий сигнал планировщикам — куда переедут определенные госструктуры. Планировщики понимают, что какая-то часть населения чиновников там жить будет.
Вопрос о том, как проект "Большая Москва" отразится на Москве — это совершенно другая песня. Тут вообще очень трудно что-либо прогнозировать. Вот перед моими глазами город Рио-де-Жанейро, где сделали вещь гораздо более мощную, чем мы собираемся сделать в Москве. И что, там транспортная ситуация улучшилась? Рио как был среди 11 худших городов по транспорту в мире, так и остался. Никто не гарантирует счастья от этого решения расширить Москву. Никто ничего не гарантирует.
Петр Шкуматов, координатор движения "Синие ведерки"
В принципе, переезд административного центра куда-то в другое место, отличное от исторического, идея очень правильная. С другой стороны, план по расширению Москвы на юг не оптимален по причине того, что дороги, которые соединяют нынешнюю Москву и новую Москву, уже работают на пределе своей пропускной способности. Кроме того, дополнительный трафик, который появится между административным центром и основной Москвой, мне кажется, приведет к параличу юга города. Мне хотелось бы понять, как они собираются это решать. Для того чтобы не было коллапса, необходимо построить новые дороги и расширить старые. Но места для строительства там, в общем-то, нет — все уже застроено.
У меня очень скептическое отношение к этой истории, потому что начали не с того. Надо начинать именно с транспорта, дом построить можно хоть в чистом поле, но туда нужно как-то добираться. Надо строить не только дороги, надо строить наземное метро как на Филевской линии. "Большая Москва" — очень сложный проект, ответы на большинство вопросов по нему до сих пор не получены. Пока дело ограничивается только размежеванием территории, а что с этой территорией делать не совсем понятно.