Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Иран попросят по-хорошему в последний раз

Фото: Reuters Текст: Алиса Иваницкая

В Стамбуле начинаются переговоры по иранской ядерной программе, в них примут участие Иран, постоянные члены Совбеза ООН (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания) и Германия. Для международного сообщества это может быть последним шансом заставить Иран дипломатическим путем отказаться от разработки бомбы. Переговоры последних десяти лет не привели к желаемому результату: Тегеран неуклонно продвигается к созданию ядерного оружия, несмотря на жесткие санкции против него. К тому же, в прессе все чаще появляются сообщения о готовности Израиля прибегнуть в превентивным военным действиям против Ирана.

PublicPost побеседовал со специалистами по иранской ядерной программе и узнал, что можно ожидать от конференции в Стамбуле.

Эфраим Эскулай
ведущий исследователь Института по вопросам национальной безопасности Тель-Авивского университета с 40-летним опытом работы в Комиссии по атомной энергетике Израиля

"Я не люблю предполагать, но могу догадаться по некоторым намекам, что Иран готов на этих переговорах пойти на уступки и отказаться от обогащения урана до 20%. Возможно, они согласятся на то, чтобы уран обогащался в другой стране, а в Иран поступало уже готовое топливо для атомного реактора. На большее они уже вряд ли пойдут.

Впрочем, надо учитывать, что вся проблема именно в том, что у Ирана есть технология обогащения. Так, для атомной станции в Бушере нужен уран в 3,5% обогащения, для ядерного оружия ― 90%. Но если можно обогатить до 20%, то ничто не мешает обогатить до 90%. Вопрос лишь в том, будет ли Иран это делать.

Конечно, западные страны будут пытаться также добиться закрытия объекта в Коме (рассекреченный ядерный объект в Иране, где возможно обогащение урановой руды ― PP). Это ― тоже часть сделки. Однако пойдет ли на это Иран, я не знаю. Кроме того, одним из важнейших шагов Ирана может стать допуск иностранных контролеров на атомные объекты. Без этого невозможно проконтролировать, исполняет ли Иран свои международные обязательства или нет. Вообще, в данных переговорах всё целиком зависит от Ирана.

Международное сообщество путем введения строгих санкций пытается нивелировать возможные выгоды от приобретения Ираном ядерного оружия. Если бы к США и ЕС присоединились также Китай и Россия, эффект мог бы быть намного сильнее.

Впрочем, очевидно, ситуация уже достаточно серьезная, если Иран готов сесть за стол переговоров. Остается лишь надеяться на то, что в этот раз позиция страны будет серьезнее, и компромисса удастся достичь".

Эмили Ландау
глава проекта по нераспространению неконвенционального оружия Института по вопросам национальной безопасности Тель-Авивского университета

"Все участники конференции объединены желанием решить вопрос дипломатическим путем. Однако многое зависит от серьезности позиции Ирана. Если Иран и дальше, как в предыдущие десять лет, будет использовать переговоры для затягивания времени, то, боюсь, дипломатические инструменты себя исчерпают.

Стоит отметить, что введенные ранее санкции оказали свое положительное действие на Иран. И что бы ни говорил Ахмадинежад (Махмуд Ахмадинежад, президент Ирана ― PP) о том, что санкции не имеют эффекта, это неправда. Уже сейчас видно, что экономика Ирана ослаблена, Иран находится всё в большей изоляции. Вместе санкции оказывают также важный психологический эффект.

Впрочем, у Ирана все же остается поле для маневрирования. К сожалению, среди членов Совбеза ООН нет единого видения того, как нужно решать проблему с Ираном. Так, Китай и Россия вообще не склонны вводить жесткие санкции против Тегерана, как Франция, Великобритания и США. Кроме того, существуют и отдельные различия в позиции каждой из стран, что позволяет Ирану играть на противоречиях. Возможно, более консолидированная позиция Совбеза способствовала бы более эффективному решению проблемы".