Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

МЫ С ИЕРОНИМОМ

Когда меня спрашивают о любимом художнике, я почему-то неизменно отвечаю, что любимый – это Босх. Хотя до последнего времени ничего не знал о творчестве загадочного голландца.

Хорошо знал русских классиков, которых нам со школьной скамьи преподносили как единственных авторитетов в изобразительном искусстве, внимательно изучал гравюры Дюрера, и с великой любовью относился к сюрреализму Дали.

Но говорить о любви к Дали в наше время – моветон. В наше время любая 16-летняя девочка скажет тебе, что обожает Дали, потому что это модно, и потому для интеллигента – противно. Мне противно считать себя интеллигентом, но уж об этом в приличной компании вовсе нельзя сказать, не получив в морду. Также и Дали – приличная компания брезгливо поморщится, - конъюнктурщик ты, дескать, батенька. А Босх, он из той же обоймы сюрреалистов. Их и вовсе то двое основных – Босх и Дали. Но последний стал модным, а за любовь к первому тебя одарят почтительными хмыканьями.

Почему мы так часто презираем в других людях то, что тайно обожаем в себе? Никакой эксгибиционист не признается, что уважает других эксгибиционистов. Геи разве что любят собираться в стаи и требовать от окружающих чего-то непонятного им самим, чего-то мифологического. Но у них другая природа, пусть себе.

Но сказать в среде взрослых образованных людей, что слушаешь попсу или радио «Шансон» - означает подписать себе своеобразный приговор. Даже если ты поклонник классики, то как минимум должен любить Шнитке с Берлиозом, а никак не Чайковского или Моцарта. В поэзии только лохи предпочитают Есенина, интеллигенты же откапывают такую бездонную муть, какой и сами не понимают, и другим объяснить не могут, но каждый уважительно кивнёт тебе, читателю Бенедикта Лившица. В прозе – Бердяев и Оцуп, в изобразительном искусстве – уж как минимум Босх.

Известно, что любой интеллигент или интеллектуал (что не всегда одно и то же) в России обязан нюхать кокаин или на худой конец беспробудно пить. Вот и сядешь, бывало, с такими же мыслителями под детским грибком, выпьешь по 150, и ощущение мессианства подкатывает к желудку. Слово экзистенция так и просится с языка, так и мечешься душой в попытках свернуть к экзистенции тему. И бывает обидно, когда тебя опережают!

В таких случаях, если заходит речь о художниках, я неизменно упоминаю Босха. Босх рвётся из меня, как из клетки, я порвать готов любого за Босха.

Мы не хотим признаваться другим в том, что иногда бываем слишком просты, иногда недостаточно умны, а порой и вовсе беспросветно тупы.

Сегодня забрался в Гугл и нагуглил в Гугле кучу картин великого нидерландского живописца, сюрреалиста (со множеством оговорок) Иеронима Босха, почитал его биографию. Удивительный был человек Ерун ван Акен – это настоящее имя художника. Жуткая чертовщина с его полотен сходила на вполне религиозную деятельность Мастера. Впрочем, захотите – почитаете сами. Мне же теперь не стыдно говорить о своём любимом художнике, зная, о ком идёт речь.

Чего и другим желаю.