Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Глеб Павловский: «Подтирать за героями – это обязательная часть политработы»

Политтехнолог Глеб Павловский открыл сайт «ГЕФТЕР». АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ попросил его объяснить задачи и смысл нового проекта

© Евгений Гурко / OpenSpace.ru Глеб Павловский Перейти в фотогалерею материала › Всего фото: 4 Послужной список Глеба Павловского велик. Помимо прочего, он — отец многих начинаний в сфере российских медиа. Он запускал в начале 90-х первое независимое информационное агентство и газету «Коммерсантъ» вместе с Владимиром Читать! 4 года с OPENSPACE.RU: Best of the Best Юровский об опере «Мастер и Маргарита» Заветные желания наших авторов и коллег Сергей Жадан. Ворошиловград Лена Катина: «Эти песни надо петь пожизненно» Яковлевым, в 1997-м — журнал «Пушкин» вместе с Маратом Гельманом. Тогда же он сделал «Русский журнал» (который в этом году будет отмечать 15-летие). На рубеже двухтысячных при его участии был сделан целый веер интернет-ресурсов: «Лента.ру», «Газета.ру», «ИноСМИ», «Вести.ру», «Страна.ру» и др. Участие в избирательной кампании Ельцина в 1996 году на пятнадцать лет сделало его тем, что в зарубежной прессе называли «главный политический советник Кремля», «первый спин-доктор российской политики». Поскольку ничьи мемуары еще не написаны, то его роль в создании «путинизма» до конца неясна. Но несомненно, что Павловский в конце девяностых — начале нулевых активно работал на администрацию Путина. Его Фонд эффективной политики (ФЭП) считался главным центром-подрядчиком Кремля. Павловский является одной из самых загадочных фигур российской политики. Ровно год назад — в апреле 2011 — сенсацией стала новость: пропуск Павловского в Кремль аннулирован. 25 апреля Павловский открыл новый интернет-ресурс под названием «ГЕФТЕР», посвященный его учителю — историку и философу Михаилу Гефтеру (1918—1995). АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ поговорил с Глебом Павловским, зачем он это сделал и что все это значит.

— Первый и главный вопрос, которого невозможно избежать: скажи, это все ты придумал? Вот эти мерзостные концепты: «вертикаль власти», «диктатура закона», «путинское большинство», «русский мир». И теперь, скажи мне, тебе не стыдно за все это?

— Как что? Эти слова в результате превратились в реальность.

— В девяносто девятом году не было человека, который бы не хотел единой России, вертикали власти и диктатуры закона. Ну, почти не было.

— Вот ты придумал все эти слова, а в результате вылетел из «вертикали». И вот пишут, что ты сделал неправильную ставку, поставил не на ту лошадь и т.д.

— Хорошо. Достаточно про зло. Переходим к добру.

— Нет, подожди. Вспомнил — есть вещи, за которые потом точно стыдно. Это когда приходится «упаковывать» какую-то уже случившуюся гадость задним числом. Спасать герою лицо. При этом так получается, что хотя ты и не подсказывал ему ничего «злого», какое-нибудь его дерьмо приходится обертывать в конфетную бумажку. Подтирать за героями это обязательная часть политработы.

© Евгений Гурко / OpenSpace.ru Александр Морозов и Глеб Павловский — А вот про тебя пишут, что ты — политический маккиавелист и во всех твоих построениях полностью отсутствует мораль. Это так?

— Да, Михаил Гефтер. Вот ты открыл сайт под названием «ГЕФТЕР». И тут есть несколько вопросов. Первый: ты наделал в разные времена много разных сайтов. И не только сайтов, но и бумажных изданий…

— Что значит «бумажные издания»? Это теперь есть понятие «бумажное издание». А тогда знали такую великую вещь, как Журнал! С большой буквы. Я вырос в эпоху, когда действие нуждалось в Журнале. Считалось, что журналы создают русскую мыслящую среду.

— Да, я во всяком помню из твоих проектов — журнал «Среда», «Интеллектуальный форум», «Пушкин». Кстати, а что с «Пушкиным»? Он что — загнулся? Это многих интересует.

— Валеру Анашвили унесло жестоким ураганом бюджетируемого либерализма. Зато наконец-то он избавился от необходимости искать спонсоров. И превратился просто в издающий станок. Теперь ему некогда, а команда «Пушкина» состояла из нас с ним.

— Возвращаясь к сайту «ГЕФТЕР». Ты много сделал разных проектов, и вот теперь ты делаешь «ГЕФТЕР». В чем теперь твоя главная внутренняя идея? Что это будет? Мемориальный сайт, посвященный Гефтеру? Или ты видишь это как новый интеллектуальный журнал для какого-то нового этапа? В чем этот замысел внутренний для тебя самого?

— Понятно, но это не ответ на вопрос о том, зачем новый интернет-журнал…

Читать! 4 года с OPENSPACE.RU: что мы сделали зря Скользкий менеджмент или общее дело? Мария Годованная о Йонасе Мекасе Уроки «Оккупая» и ностальгия по искусству Рейтинг театральных вузов на великих, декабристов, народовольцев, з/к. А он мне рассказал про главное — про крушение великих. Русскую историю поражений. Собственно говоря, здесь ось всех моих с ним разговоров — а делать-то что? И даже наше с ним диссидентство в 70-80 было только промежуточным ответом. Рубежным для нас обоих. Но я сейчас говорю ни в коем случае не за него, упаси Господи, а за себя! После смерти я хотел проверить, а работает ли все то, о чем мы с ним говорили. Это жадное желание. Под таким маниакалом я прошел через все эти годы. А теперь, значит, ты меня спрашиваешь, а не стыдно ли мне? Тебе-то я могу ответить. А что ответить себе? Вот для этого надо вернуться к Гефтеру. Страницы: 1 2 Следующая »