Дата
Автор
Николай Левшиц
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Что случилось с Рыжковым

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Сопредседатель "Парнаса" Владимир Рыжков добился регистрации Республиканской партии России. С 5 мая этого года Минюст восстановил государственную регистрацию РПР, которая была отозвана у нее в 2007 году. "После 5 лет борьбы, после победы в ЕСПЧ и дважды — в Верховном суде, мы добились восстановления государственной регистрации РПР! Теперь мы можем все вместе дать бой ворам и жуликам на выборах — от местных до федеральных, — написал Рыжков в Facebook 10 мая. — Я вижу так: любые граждане, любые "рассерженные горожане" могут идти на выборы от РПР — при нашей активной поддержке реализовывать свои гражданские инициативы и программу требований Болотной-Сахарова-Якиманки".

Радость Рыжкова не разделил лидер "Другой России" Эдуард Лимонов, считающий, что власть таким образом рассчиталась с политиком за "слив" протестного движения. Тем временем знакомые и друзья Владимира Рыжкова сообщили, что политик серьезно болен с марта, и этим объясняется его отсутствие в СМИ и на площадях. Сам Рыжков сейчас комментарии СМИ не дает. PublicPost выяснил, насколько версия Лимонова соответствует действительности.

Эдуард Лимонов, лидер движения "Другая Россия":

"Вчера Министерством юстиции было заявлено что регистрация Республиканской партии России восстановлена, то есть Рыжкову разрешили партию. Рыжков похвалился, что "регистрация прошла особым порядком". И добавил, что "сейчас РПР может приглашать в свои ряды всех рассерженных граждан, будет бороться за реализацию требований участников массовых акций на Болотной..." и бла-бла-бли, и бла-бла-бла. Рыжков также сообщил, что "предложит двум другим сопредседателям незарегистрированной партии "Парнас" — лидеру РНДС Касьянову и лидеру движения "Солидарность" Борису Немцову, продолжить работу на базе движения РПР". Закроем кавычки. (...)

5 мая отблагодарили всех, кто участвовал в операции "Выборы". Это был День благодарения. Чуров, Сурков, Рыжков. Немцова было неуместно благодарить публично, потому его отблагодарили опосредованно, разрешив Рыжкову взять Немцова в свою партию. А кем — они сами разберутся. Как бы не председателем ее. (...)

Неудобно было объявить о возвращении регистрации Рыжкову именно 5-го числа, в день благодарения верных слуг режима, потому объявили десятого, подождав. Помните, я писал о тридцати серебренниках, за которые Немцов и Рыжков увели 10 декабря протестные массы с площади Революции. Продали они нас, цуки..."

Политологи, с которыми поговорил PublicPost, не разделяют мнения лидера "Другой России".

Дмитрий Орешкин, политолог:

"Эдуард Лимонов — не самый надежный источник интерпретации, с моей точки зрения. Он все хочет замкнуть на себя как лидер революционного протеста. А на самом деле мы имеем дело с буржуазной революцией, которая, в принципе, не хотела бы насилия. Буржуазная революция нуждается в правах, в гарантиях законодательства, обеспечении независимости собственности, нажитой непосильным трудом. Прежде всего — в обеспечении прав, поэтому она подчеркнуто легалистская: не любит драться с ОМОНом и делать все то, что так любит делать Лимонов. Поэтому у Рыжкова шансов больше, чем у Лимонова в долгосрочной перспективе. Любые люди, которые хотят обеспечить верховенство закона, понимают, что нужен диалог. В этом смысле у Рыжкова хорошая позиция, потому что у него есть лицензия — разрешение на партию. Мне, например, нравится, что, понимая условия, в которых находится современная политическая оппозиция, люди из "Парнаса" готовы принять "зонтик" от Рыжкова, чтобы под ним сконсолидировать реальный протест. Под этим "зонтиком" можно участовать в выборах, в разрешенных шествиях и так далее. Лицензия — это безусловное преимущество в глазах значительной части протестующих. В глаза Лимонова — это, конечно, акт конформизма, акт предательства. Как говорил Ленин, "хвостизм буржуазии" и прочее.

Меня вовсе не возбуждает перспектива, условно говоря, получить вместо Путина революционера Лимонова, который немедленно станет еще более жестким менеджером. Уж если выбирать между Путиным и Лимоновым, я бы выбрал Путина — у него хотя бы есть опыт поиска внутриэлитного компромисса. Лимонов хочет все и сразу, а это ему не светит.

Что касается партии Рыжкова, он подтянет, наверное, Бориса Немцова и Михаила Касьянова, там будут достаточно сложные отношения — кто лидер, кто и на что претендует. Это абсолютно нормальная политическая ситуация. Опыт последних двух лет показывает, что у РПР и "Парнаса" есть общий противник. Когда есть общий противник, есть смысл не разбрасываться союзниками. Амбиции надо убрать в карман и использовать все возможности, чтобы консолидировать легальную оппозицию. Лимонова это очень раздражает, для Лимонова партия Рыжкова — прямой конкурент".

Галина Михалева, политолог:

"Среди нашей системной оппозиции очень много подозрений и теорий заговоров. Поэтому как только кто-нибудь начинает разговаривать с представителями власти или получает свои законные права, тут же его начинают подоревать в каком-то сговоре с властью. Я так совершенно не считаю. Просто это такая у нас политическая культура: граждане не верят власти, власть не верит гражданам, все всех подозревают.

То, что партию Рыжкова зарегистрируют, было ясно очень давно — еще до выборов, сразу, как только Рыжков получил решение Страсбургского суда. Что касается остальных проектов, у них, конечно, сложное положение. Те товарищи, с которым Рыжков делал "Парнас", — все со своими претензиями, один даже с группой, которую он называет партией, я имею в виду Касьянова. Договориться им будет очень сложно".

Валерий Хомяков, политолог, гендиректор Совета по национальной стратегии:

"Регистрация Республиканской партии — нормальный вариант. Я считаю, что тут не надо поддаваться на уловки власти с законом об упрощении регистрации партий. РПР — партия с давней историей, она была создана в июне 1990 года. Там, конечно же, необходимо поменять структуру и, главное, кадровое наполнение на региональном уровне, но скелет у этой партии худо-бедно сохранился, а мясо нарастет. Обвинения в адрес Рыжкова, что-де он пошел на сотрудничество с властями, явно надуманы. Я, по крайней мере, в это не верю.

Был же суд в Страсбурге, который вынес соответствующее решение о том, что в регистрации РПР было отказано незаконно. А дальше — куда деваться, надо исполнять решение Страсбургского суда. Поэтому власти просто вынуждены были пойти на то, чтобы исполнить это решение.

То, что регистрация партии случилась в дни протестов, — это совпадение. Мало ли что — у нас солнце зашло или тучи были — это же нельзя связывать с протестными настроениями. Это вещи абсолютно не связанные. Я думаю, то, что РПР получила официальный статус, упрощает действия оппозиции. Главное, надо придумать достаточно удобную, комфортную для всех схему руководящих органов — с тем, чтобы каждый нашел свое место, свою клеточку... Тут у Рыжкова есть хороший шанс, чтобы не просто реанимировать РПР в юридическом смысле, а сделать ее вполне реальной, осязаемой и популярной структурой. Но для этого надо много работать".

Ксения Ларина, журналист, обозреватель "Эха Москвы" (в Facebook):

"На Володю Рыжкова за последние дни вылито такое количество дерьма, что молчать я больше не могу. В чем его только не обвиняют. И в том, что затих и спрятался во время митингов, в том, что ведет тайные переговоры с Кремлем, в том, что выторговал регистрацию своей партии, в том, что неспроста в эфире "Эха" его нет столько времени. Володя Рыжков очень болен, господа. Так уж получилось, что зимние митинги, в организации и ведении которых он принимал активное участие, дались ему такой ценой. Ему очень тяжело. И несправедливо тяжело. Это человек безупречной репутации, и никто не смеет обвинять его в трусости и продажности. Вот он сегодня был на "Эхе" и даже записал с Дымарским программу. Надеюсь, что ему удастся справиться с болезнью, в том числе и благодаря вашей поддержке".

Максим Блант, экономический обозреватель Newsru.com, член Лиги избирателей (в Facebook):

"Встретил вчера на бульваре Сергея Пархоменко, который, вернувшись из Грузии, навестил Рыжкова. Там все очень неприятно — у Рыжкова после митинга на Новом Арбате парализована половина лица, врачи ничего пока сделать с этим не могут. Так что разговоры из серии "продался за партию" — глупость и провокация".