Дик-неадекват: почему у сборной, ставшей "адвокатской конторой", нет шансов?
Сегодня Дик Адвокат назовёт список тех, кто будет готовиться к чемпионату Европы в составе сборной. Если все тренеры озвучили некие расширенные списки (у кого в них по 27 игроков, у кого по 33), то наш голландский красавец не делал этого практически до последнего. Он ведь ещё в феврале честно признался, что знает 20 фамилий тех, кто точно поедет, осталось, мол, определиться, ещё с тремя… Понимаете, с тремя? У всех шорт-лист определяется исходя из мучительного выбора, из отсекания того, что жалко, но отсечь приходится. Но сам факт попадания футболиста в так называемый расширенный список — это одновременно и факт признания его уровня, и одновременно некий аванс на будущее. Это стимулирующе-мотивирующий фактор. У нас же тренер с трудом набрал два десятка и мучительно смотрит, кем бы ещё дополнить это количество. Сколько у нас человек выходит играть в рамках отдельно взятого турнира? 14-16, реже — 17-18. То есть 21, 22 и 23-го футболиста, которых искал Адвокат три месяца, он всё равно не выпустит?
Адвокат делает что угодно, но не строит команду на будущее. Чем она отличается от времён Хиддинка? Ничем, только стала на четыре года старше. Такой возрастной сборной вообще мало кто припомнит.
Но это разве нам сейчас стало известно? То, что задача Адвоката — лишь «срубить деньжат», известно было всегда. Он и бежит из сборной сегодня, потому что понимает: шансов пройти дальше четвертьфинала немного. А если повезёт, то можно будет «кинуть» и ПСВ, с которым он объявил вчера о подписании контракта.
Можно оступиться один раз. Можно, наверное, сделать подлость единожды. Хотя и с таким человеком общаться мало кто будет с удовольствием. Но если эта подлость, череда предательств — системна? Дик Адвокат не сегодня предал. Вся череда его контрактов, договорённостей — это всегда только череда мерзких поступков.
Ясно, что когда человек обсуждает детали нового контракта, он совершает выбор. Если он дал добро одному, значит отказал кому-то ещё. В конце концов, это и есть востребованность, это и есть твоя личная капитализация. Но ведь весь вопрос в том, как не только сказать «да», но и каким образом произнести кому-то «нет». А вот с этим есть очевидные трудности.
Он кидал сборную Эмиратов, кидал австралийцев, уже подписав с ними все бумаги (это было на нашей памяти — в 2007-м он выкручивал австралийским контрактом руки нашему Газпрому). Или уж совсем свежий пример — «кидок» сборной Бельгии в 2010-м, когда нарисовался прекрасный вариант со сборной России у друга Фурсенко.
64-летний специалист за два года работы в сборной России не привнес в ее футбол ничего нового, не открыл ни одного имени.
Не хочется повторяться, но Адвокат всё это время использовал наработки, «конспекты» Гуса Хиддинка. Мы назовём немало имён (и из играющих до сих пор, и из канувших, как Саенко, в лету), которые пережили пик карьеры именно при Хиддинке. Многих из лидеров он вообще открыл — это ж при нём весной 2008-го появился в сборной Роман Широков.
Мне приходилось немало в эти дни читать сюжетов на тему «Рискни, Дик!». Вот, мол, взыграет мальчишество у тренера, которого со страной будут вскоре связывать только воспоминания, решит рискнуть и взять на Евро Дзюбу, Булыкина, Самедова, Измайлова, Макеева — и продемонстрирует (невзирая на результат), что способен именно работать с людьми, а не просто отрабатывать контракт. Но так писать могут только те, кто совсем не знает Адвоката. И поэтому мечты так и останутся мечтами. Голландец всей своей карьерой доказывает, что во главе его угла стоит личная выгода. И кумиром он не станет. Одно точно можно сказать: его именем не будут называть детей, как это было с везунчиком Хиддинком.