Like патриарх Кирилл
Фото: ИТАР-ТАСС В Facebook открылась страница, посвященная патриарху Кириллу. Пока неизвестно, будет ли сам патриарх оставлять там сообщения — сейчас на странице размещены его фотографии, в том числе детские, анонсы новостей и ссылки на интервью. В Синодальном информационном отделе сообщили, что страница будет обновляться ежедневно, а "поскольку Святейший патриарх Кирилл внимательно следит за тем, что происходит в интернете, он будет следить и за функционированием этой страницы".
Зимой, когда соцсети стали главным инструментом для организации протестных акций за честные выборы, патриарх не раз высказывался о негативном влиянии интернета на общественную нравственность. По его мнению, безусловное доверие информации, размещенной в социальных сетях, делает россиян "особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием". "...Для нас руководящим началом является не общественное мнение, не положительные или отрицательные отзывы о нас, не количество "лайков" в тех или иных интернетовских постах, а то, что Бог открывает нам в молитве и в духовном опыте", — говорил он в апреле.
Приход Кирилла в интернет произошел в тот момент, когда в сети стали особенно сильны антиклерикальные настроения, подогреваемые новостями о часах Breguet патриарха и отсуженных им миллионах за якобы испорченную пылью квартиру экс-министра здравоохранения. PublicPost расспросил экспертов, почему приход патриарха в сеть состоялся именно сейчас.
Владислав Цыплухин, руководитель пресс-службы "ВКонтакте"
К вам поступали предложения завести страницу для патриарха?
— Пока никто не обращался.
Почему, по Вашему мнению, патриарх регистрируется в американской социальной сети, а не в отечественной?
— Понятия не имею, какими принципами руководствуется РПЦ, и, честно сказать, мы не особо расстроены по этому поводу.
Почему страницу патриарху в сети завели именно сейчас?
— Я думаю, что РПЦ в последнее время был допущен ряд публичных ошибок с точки зрения медиа. Для того, чтобы с этим общественным недопониманием побороться, они решили пообщаться в сети.
Павел Рассудов, лидер Пиратской партии России, кандидат психологических наук
Я считаю, что это было неизбежно. Раньше он говорил, что не надо пользоваться Facebook. А это все равно, что не пользоваться телефоном, не слушать радио, не смотреть телевизор. Facebook — это обычное средство коммуникации. Теперь у него будет больше обратной связи. Надеюсь, что он будет его вести лично или, по крайней мере, просматривать комментарии, которые ему будут оставлять. Церковь должна, на мой взгляд, быть ближе к людям, а как сегодня можно быть ближе, как не через интернет? Как это проще можно сделать? Никак.
Виктор Милитарёв, политолог, вице-президент Института национальной стратегии
Во-первых, патриарх всегда относился с интересом к интернету, насколько мне это известно. На встречах и совещаниях он многократно призывал использовать блоги и социальные сети для благих целей, в том числе для миссионерской деятельности и полемики с идейными противниками. Патриарх высказывал сожаление, что социальные сети используются в негативных целях. Фактически святейший сказал: "Что за позор? Сделали из социальных сетей помойку". Да, стоит отметить, что православные священники и миряне выступают в соцсетях под своими настоящими именами и фамилиями. Поскольку нам стесняться нечего. Более того, патриарший Синодальный информотдел проводит конкурсы и присваивает звание лучшего православного блогера. Так что тут нет никакого неприятия современных информационных технологий.
Во-вторых, по поводу того, что святейший открыл страницу в Facebook, — это нормальная практика, большая часть политических деятелей по всему миру имеет свои эккаунты в Facebook и Twitter. Это же относится и к религиозным деятелям. Вот я заглянул в Twitter Далай-ламы — и вижу, что он имеет около 40 тысяч подписчиков. В западной политической практике используются специальные методы социологического агрегирования социальных сетей крупных политиков. Например, американский президент твитнет — и у него несколько тысяч перепостов, сотня тысяч ответов в Twitter, аналитики проверяют, сколько "за", а сколько "против". У нас, конечно, до этого далеко. Twitter экс-президента Медведева не собирает такого количества, как нормальный Twitter западного главы государства. Также епископы имеют во всем мире эккаунты. С эккаунтом патриарха, я боюсь, потребуется модерирование, потому что уровень истерической злости последнее время в социальных сетях против церкви и лично против патриарха может привести к тому, что неимоверное количество хомячков и ботов бросится писать гадости. Боюсь, что вопреки всем традициям их комментарии придется стирать и модерировать.
Не знаю, будет ли сам святейший вести эккаунт или это будет делать его секретарь. Не знаю, я знаю, что он очень любит проповедовать, я не исключаю, что он лично будет писать в Facebook и, возможно, будет вступать в диалог. Я оцениваю этот шаг патриарха как полезный, повысит ли это репутацию, я пока судить не могу. Но в принципе патриарх Кирилл много десятилетий демонстрирует позицию, что епископ должен быть открыт обществу. Я не могу забыть, как он еще 30 лет назад молоденьким епископом выступал по "Радио "Свобода" и рассказывал нам про Бердяева, если не ошибаюсь. Это было шоковое впечатление в советское время. Он такой был и такой остается.
Кирилл Фролов, Союз православных граждан России
Патриарх Кирилл не менял своего отношения к соцсетям. Он констатировал, что они стали инструментами манипуляций массовым сознанием. От себя добавлю, что социальные сети стали инструментом "цветных" революций, направленных на расширение сферы влияния США и их контроля над мировыми энергоресурсами, и, соответственно, соцсети стали оргцентром антироссийского "болотного майдана". Но патриарх нигде не говорил, что вследствие этого из социальных сетей надо бежать. Чем сильнее вызов, тем активнее должно быть миссионерское сопротивление. Раз социальные сети стали цитаделью зла, то православные тем более должны брать штурмом эти цитадели и воздвигать флаг над поверженным рейхстагом. Мы должны отвечать не дезертирством, не бегством, а наступательным миссионерским ответом. Поэтому патриарх Кирилл тысячу раз прав, что завел аккаунт в Facebook.
И это миссионерское контрнаступление надо развивать, и должны появиться новые социальные сети с центром управления в России, которые будут инструментами влияния нашей страны. А утверждение России и утверждение мировой миссии Русской церкви взаимосвязаны — открывая православие, люди на Западе, Востоке, Севере и Юге открывают Россию. Так, американский интеллектуал Юджин Роуз, приняв православие, стал русофилом, иеромонахом Серафимом Роузом и стал строить "Святую Русь" в Калифорнии. Так что "экспорт православия", в том числе с использованием миссионерского и организационного потенциала соцсетей, — это ключевой ресурс России.
Руководитель пресс-службы патриарха Владимир Вигилянский подтвердил, что партиарх завел эккаунт, но новость комментировать отказался и посоветовал звонить в информационный отдел Московского патриархата. Руководитель отдела Владимир Легойда оказался недоступен для комментариев.
Патриарх Кирилл об интернете: