Рефлексирующая прямая демократия на #баррикадах
Ассамблея* на #баррикадах накануне не просто принимала решения, она отвечала на вызовы непривычному типу общественного образования. Два первых пункта повестки спровоцировали живейшую — насколько это возможно в формате живого микрофона — дискуссию о внутреннем устройстве и о принципах коммуникации Оккупай-все еще-Абай с внешним миром, не мыслящим себя без лидеров и иерархии.
На представлении отчетности о средствах, собираемых на нужды движения, к возвышению, с которого модераторствовал парень со звучным голосом и отличной стрижкой, прошла группа рослых и одутловатых «националистов», как они сами себя отрекомендовали. Они озвучили свою претензию: «националисты с самого начала поддерживают движение, охраняют лагерь, организовав дружину, рубятся с ОМОНом…», но несправедливость, на их взгляд, в том, что они не представлены в рабочей группе по финансам. Они пару раз попробовали возмутиться работой действующей группы, у которой не смогли получить средства на правовую защиту задержанных, кстати, не только из их рядов. Ответ продемонстрировал всю прелесть демократических возможностей саморегуляции разноидеологической группы. Собравшимся напомнили, что «дружинники» отказались ранее стать полноценной рабочей структурой движения, имеющей равные права и обязанности с остальными. При этом, по ранее принятым на Ассамблеях нормам, в финансовую входят представители всех рабочих групп. Националистам тем самым не отказали — им предложили принять общие правила игры, выше которых они пока себя позиционируют заявлениями, вроде: «дружинники защищали вас, гражданских». Мы помним, как когда-то из таких же дружинников, у которых быстро нашлись «первые среди равных», формировалась российско-украинская государственность. От подобного прорастания на #баррикадах многим захотелось бы уйти домой, но уходить пока рано — социальный эксперимент на столичных площадях в самом начале. А средства на спасение задержанных можно получить в рабочем порядке. Вопрос о сохранении ранее утвержденных правил или об их изменении вынесли на голосование, переголосовывали с уточнениями трижды, никто не возмущался — многие участники собрания понимали, что проблема в этом споре была глубже и сложнее, чем она звучала.
Следующий пункт повестки был посвящен борьбе с медиакратией. Как оказалось, движение молодое, но достаточно гордое, чтобы высказать свое «фи» журналистам, навязывающим устаревшие в данном случае правила игры. СМИшники постоянно называют лидерами движения тех, кого сами хотят таковыми видеть: Пономарева, Гудкова, Собчак, — хотя движение считает себя безлидерным. СМИ озвучивают требования движения, хотя оно еще не успело их сформировать, и работа над формулированием которых ежедневно ведется на площади. СМИ просят простых и привычных ответов на сложные вопросы о новом мире. Такого не бывает! Они хотят, чтобы им прямо на Ассамблее назвали нескольких официальных спикеров. Но безлидерная среда не может вот так, просто, по внешнему заказу легитимизировать фактически «главных» для тех, кто привык таковых искать. Спикер в этой истории, несмотря на сложность, — все сотни человек, собравшихся на площади, и каждый из них. Пока журналистам предложены переходные варианты, вроде: веб-пресс-коммуникационной среды через группу в "Фейсбуке" и возможности уточнения свежака у абстрактного информ-центра. Смогут ли осознать разницу и привыкнуть к этому журналисты? — большой вопрос, но поговорить об этом стоило.
Решения Ассамблеи в максимально приближенном к оригиналу виде ищите на страничке лагеря в ФБ, я пока их тоже ищу:-)
Следующая Ассамблея сегодня, в 21.00, там, где будет окупай-перекати-поле, и так еще много-много дней.
---
* Живой микрофон — практика, активно использующаяся участниками движения за прямую демократию и анархистами по всему миру, позволяющая содержательно общаться большим группам людей. В качестве микрофона выступает аудитория, которая повторяет за выступающим фразы, что позволяет услышать их тем, кто стоит дальше. В этой практике есть целый набор методов обратной связи для тех, кто не высказывается, но хочет выразить свое отношение к обсуждаемому, например, жестами. Говорящего можно забанить, скрестив руки над головой, можно выразить согласие, показав пальцами «фонарики», как в детском садике и т.д.
Ассамблея — механизм самоуправления и принятия решений в лагере Оккупай: принимают участие все, кто сможет, решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.