Дата
Автор
Иван Стариков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Схожесть до степени смешения

Фото: ИТАР-ТАСС/ADME

В Москве продолжаются задержания гражданских активистов. Теперь они не массовые, а носят точечный характер — полицейские задерживают людей по наводке оперативников Центра "Э". Во вторник в мирном лагере протестующих у метро "Баррикадная" задержали Андрея Лукьянова. Андрей — руководитель творческой группы рекламного агентства DDB. На гражданской ассамблее он выступал в качестве модератора дискуссии. Единственная причина, по которой его свинтили, а после прессовали в ОВД "Пресненское", — внешнее сходство с находящимся в розыске одним из активистов группы "Война" Олегом Воротниковым.

В том, что задержанный — не Воротников, полицейских не смогли убедить ни документы Андрея, ни его жена. В отделении, где он провел более 12 часов, его били по почкам, сняли отпечатки пальцев. Сейчас Андрея выпустили. Его коллеги по цеху готовят "открытое обращение от рекламной общественности". К делу подключились адвокаты и СМИ.

PublicPost поговорил об обстоятельствах задержания с его очевидцем, женой гражданского активиста и его адвокатом. Сам Лукьянов на момент работы над материалом был недоступен.

Елена, жена Андрея Лукьянова:

- Андрея задержали по ориентировке на Олега Воротникова из "Войны". Эта ориентировка представляет из себя распечатку страницы из "Яндекса" с размытой черно-белой фотографией. Его забрали, потом была ночь, его там помяли, отняли телефон, в автозаке возили "мордой в пол". Когда снимали отпечатки пальцев и он сказал, что это незаконно, его двинули по почкам.

Я всю ночь звонила в ОВД и мне говорили, что он не у них. Утром все-таки признали, что он там. Я приехала, спрашиваю: "На каких основаниях задержан мой муж Андрей Лукьянов?". А они мне торжествующе говорят: "Мы не Андрея Лукьянова задержали, мы задержали Олега Воротникова!". У Андрея были с собой автомобильные права, но они сказали, что это подделка. Я привезла паспорт, потом были результаты экспертизы, потом к нам приехал адвокат. Приходил начальник из Центра "Э", извинялся.

- Будете ли вы подавать жалобу на действия полиции?

- Сейчас сложно об этом говорить, Андрей очень измученный. Нам хотелось поскорее уйти.


Иван Н., очевидец задержания:

На "Баррикадной" проходила ассамблея, было достаточно горячее обсуждение вопроса разделения лагеря, поскольку он раскололся на два: на Арбате и "Баррикадной". В какой-то момент обстановка накалилась и один из модераторов, чтобы немного ее разрядить, самоустранился. Вместо него встал Лукьянов.

В течение всей ассамблеи под фонарем стоял эшник по прозвищу Леша Улыбка и снимал все это на свой смартфон. Когда он увидел, что Андрей — копия Воротникова, а это заметили все, даже я удивился схожести, он очень засуетился. Лукьянов поднялся на скамейку, его стало видно из толпы. Леша очень возбудился, подбежал, всмотрелся, потом побежал к ментам.

Они подошли позже, когда Лукьянов закончил модерировать и сидел на велосипеде, разговаривал с людьми. Леша Улыбка ткнул пальцем в "Воротникова", менты потребовали предъявить документы. Народ обратил на это внимание, все стали подходить, спрашивать, что Андрею вменяют? Менты ответили, что его приглашают на профилактическую беседу. Ассамблея спонтанно закончилась. Пять ментов повели Андрея к автозаку. Его погрузили туда вместе с велосипедом, автозак тут же отъехал, Андрей там был единственным задержанным.

Людей оттесняли, не давали перекрывать ему путь. Леша Улыбка сел в машину без номеров и вместе с двумя другими оперативниками в штатском отъехал вслед за автозаком. Телефон Андрея почти сразу же перестал работать. На "Баррикадной" остался человек в спортивном костюме, который продолжил все это снимать на камеру.

Василий Кушнир, адвокат Андрея Лукьянова

- Принял ли Андрей извинения полиции и будет ли подана жалоба?

Мы с Андреем обсуждали этот вопрос. Перед ним действительно извинились, полицейский начальник сказал ему: “Мы перепутали вас с с другим человеком, приносим свои извинения”. Я спросил у Андрея: “Есть какие-то претензии к полиции”, он сказал: “Нет”. Андрея там ударили по голове, шишку набили, били по почкам, оказывали психологическое воздействие, но все эти претензии относятся к сотрудникам, которые его задерживали, к отделу “Э”. Люди, которые его задерживали, не представились. На вопрос: “Назовите ваши фамилии”, они издевательски ответили: “Ты не волнуйся, нас ОМОН знает”. Молодые ребята, тридцати еще нет, комсомольцы...

К Пресненскому ОВД у Андрея претензий нет. Его сотрудники вели себя корректно, как положено. Начальник ОВД показал мне ориентировку на Воротникова, потом пришла его подчиненная, сказала, что конвой из Петербурга уже выехал. Мне показали фотографию Воротникова, они действительно похожи: рыженькие, бородка... Я думаю, что это и послужило причиной задержания.

Я не оправдываю сотрудников полиции, у них было время, чтобы выяснить личность Андрея, три часа. А они его возили из одного ОВД в другое - нигде не хотели его принимать и проблемы иметь с таким задержанным. Я мог бы встать в позу, но побоялся, что они составят протокол по статье 19.3 (Неповиновение сотруднику полиции - PP) и арестуют его на 48 часов. Так делается. Поэтому я сказал Андрею и его жене: “Придете домой, передохнете, и уже примете решение по поводу дальнейших действий”. Я знаю, что они решили пройти медосвидетельствование. Что Андрей в итоге предпримет - зависит только от него.