Дата
Автор
Илья Пономарёв
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"По делу о беспорядках 6 мая будут брать случайных людей"

Фото: ИТАР-ТАСС

По делу о массовых беспорядках на "Марше миллионов" 6 мая начались первые задержания. Во вторник Басманный суд избрал домашний арест в качестве меры пресечения для 18-летней гражданской активистки Александры Духаниной (некоторые СМИ пишут ее фамилию как Духонина). Ее задержали 27 мая, следствие вменяет девушке совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 212 УК ("Организация массовых беспорядков"). Наказание по этой статье предусматривает до 10 лет лишения свободы. В сети есть видео с похожей на Духанину девушкой, бросающей некий предмет в омоновцев. Возможно именно оно послужило поводом для задержания.

Вслед за активисткой были задержаны еще двое. По данным Следственного комитета, это "неработающий Андрей Барабанов и ранее судимый Максим Лузянин". По версии следствия, 6 мая они прорывали оцепление полиции, били полицейских руками и ногами, душили их.

PublicPost поговорил с соратниками Духаниной, а также с экспертами. Они полагают, что волна задержаний и арестов будет только нарастать.

Сергей Власов, штаб помощи задержанным Rosuznik.org

— Что сейчас с Духаниной? Есть ли какая-то информация о том, что происходит с ней сейчас?

Ничего не происходит. Ситуация очень плохая. Она связана с тем, что мы не можем пока обеспечить ей нормальную защиту. Совершенно непонятно, кто следователь и где можно ознакомиться с материалами дела. Работает следственная группа, в нее входит около ста человек. Группу возглавляет сотрудник в чине генерала, один из замов Бастрыкина (Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета — PP).

Как обычно происходит: есть следователь, к нему приходит адвокат, общается, получает всю необходимую информацию, ордер ему дают... А тут — один человек допрос проводит, другой — очную ставку, третий материалы собирает, четвертый, пятый, шестой и седьмой еще что-то делают. А когда к восьмому подходишь, он говорит: "А я что — я ничего. Мне сказали это сделать — я 20 минут этим занимался, а больше не занимаюсь". Мы до сих пор не можем получить информацию даже о том, когда будет суд. Мне кажется, что они все это делают специально, чтобы помешать работе адвоката. В первую ночь адвоката к ней не пустили со словами: "Такой задержанной тут нет". Просто наврали.

— По Вашему мнению, дальше по делу будут задерживать членов каких-то определенных оппозиционных групп, например, левых и анархистов?

Здесь никаких прогнозов нет. Сейчас по делу задержаны еще два человека. Принадлежат ли они к каким-либо протестным группам — у меня информации нет.

— Сколько, по Вашим прогнозам, планируется еще задержаний?

Сложно сказать, но учитывая, что в следственной группе 100 человек, то я думаю, что арестов будет больше десяти.

Максим Солопов, фигурант уголовного дела о нападении антифашистов на здание администрации города Химки в 2010 году

Я считаю, что она не совершала уголовного преступления, даже если она там была и бросала камень (при условии, что на видео именно она бросает камень). Я для себя попытался объяснить логику действий силовых структур: задержание 18-летней девочки выглядит очень глупо со стороны обычных людей. Но это вполне вписывается в логику спецслужб: сегодня они арестовали одну восемнадцатилетнюю, потом еще ребят молодых, а дальше их очень удобно использовать, чтобы получить показания на тех, кто нужен следствию. Я думаю, что, по логике органов, гораздо проще склонить к сотрудничеству девочку какую-нибудь. Думаю, так и будут брать случайных людей, попавших в объективы видеокамер. Потом соберут нужное количество свидетелей, а потом, к примеру, Сергей Удальцов получит обвинение в организации, или кто-нибудь другой из лидеров.

Анастасия Григорьева, корреспондент "Жуковских вестей"

Я видела ее 19 мая в Жуковском, когда у нас людей задерживали на тротуаре после разгона лагеря в Цаговском лесу. В тот день задержали несколько десятков человек. Все они были доставлены в ОВД. Люди устроили там "Оккупай" с зелеными шарами, ждали, когда наших ребят отпустят. В тот день там была и Саша Духанина, я, правда, тогда еще не знала, что это она. Я уже после задержания начала ее идентифицировать. Саша поддерживала людей, с нами в гуляньях участвовала, ждала наших задержанных.

Дмитрий Аграновский, адвокат, защищал активистов "Другой России" по "Манежному делу"

— По Вашему мнению, дальше по делу будут задерживать членов каких-то определенных оппозиционных групп, например, левых и анархистов?

Вопрос сложный. Насколько я знаю, какая-то определенная партия в этом не участвовала. "Другая Россия", слава Богу, в этот раз уклонилась от участия в мероприятии, а то, конечно, начали бы с нее. В принципе, тенденция, к сожалению, уже видна — будут наступать на те же грабли.

Я посмотрел видео с этой Александрой Духаниной. То, что она делает, на мой взгляд, конечно, не тянет на массовые беспорядки или призывы к ним. Процесс, по которому будут проходить девушки и несовершеннолетние, мне кажется, очень невыгоден, принесет больше негатива, чем позитива, и, уж конечно, никого ни от чего не удержит.

— Есть версия, что несовершеннолетних задерживают, рассчитывая, что они помогут собрать какую-то информацию на лидеров оппозиции...

Все может быть, но эффект от этого будет обратный. На мой взгляд, оранжевые технологии для раскручивания ситуации обязательно предусматривают жесткую реакцию властей. Чтобы власти на пустом, совершенно, месте создали картинку так называемого "кровавого режима". Его, может быть, и нет на самом деле. Но путем таких показательных процессов, показательных задержаний, жесткой, а точнее — псевдожесткой, реакции, можно действительно создать картинку каких-то массовых репрессий и прочего.

На мой взгляд, эффект от этого будет обратный: падение престижа страны в мире — и все прочее в таком роде. На протяжении последних десяти лет это уже много раз было видно.

Естественно, что никого это не останавливало, а давало обратный эффект. В данном случае — арестовывать Удальцова и Навального никто не будет, потому что негативные издержки слишком высоки.

А вообще, я не скажу, что я на стороне оппозиции или на стороне властей, наблюдаю отстраненно, но считаю, что иногда в политике можно и поговорить. Я понимаю, что хочется сразу бить дубинками народ, но иногда стоит выяснить, насколько справедливы требования, не доводить ситуацию до крайности. Посмотрите на декабрьские митинги — огромное количество людей собиралось, не было никаких нарушений порядка...

Марина Попова, активист движения "Автономное действие"

— Кто такая Александра Духанина?

Анархистам она известна в основном по "Оккупаю" и движению в защиту Цаговского леса, ни в каких политических организациях, по ее словам, не состояла. Такая искренняя молодая девушка, которая помогала людям, участвовала в общественных движениях. На "Оккупае" — в основном, помогала в информационном центре. Она интересовалась идеями самоуправления, построения неавторитарного общества.

— Почему она? Почему власть начала задерживать гражданских активистов?

Потому что власть своей ответственности за события 6 мая признавать не хочет: она фактически сорвала согласованное шествие, не обеспечив прохода огромной толпе, сорвала митинг, задержав организаторов. Естественно, власти нужно назначить ответственных среди гражданских активистов. Почему Саша? Видимо, из-за фотографии, где ее омоновец тащит.

— Для чего нужен ее арест?

Опытных активистов ничем не запугать, даже большими тюремными сроками, а вот молодых пытаются отвадить от участия в общественных движениях, особенно от участия в движениях с открытыми лицами. Ведь Саша и на "Оккупае", и 6 мая — всегда была с открытым лицом.

— Ее могут использовать для дачи показаний против других участников акции?

Следственный комитет сам обещает еще аресты. Конечно, будут требовать от всех задержанных сейчас показания еще на кого-то.