Дата
Автор
Александр Сорокин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Джамбул и Холманских...

О непомерно раздутой в сталинские времена фигуре казахского акына Джамбула (1846 - 1945) написано много язвительного и смешного. Но мне кажется, упражняясь в насмешках, нужно отличать реального старика по имени Джамбул, который временами что-то пел, бренча на двухструнной домбре, от созданного и раскрученного советской пропагандой мифа, предъявляемого под брендом "Джамбул".

Реальный Джамбул (Жамбыл Жабаев) родился в семье небогатого скотовода Джабая из казахского рода шапрашты. Того самого рода, из которого много позднее вышел нынешний президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Род занимал территории вдоль северных склонов горного хребта Заилийский Алатау, примерно в тех местах, где сейчас город Алматы. С молодости Джамбул радовал соплеменников народными поэтическими сказаниями, которых, говорят, знал множество. Слагал свои сказки и песенки, развлекал публику на праздненствах, состязался с другими акынами на так называемых айтысах (парное выступление певцов-сказителей).

Словом, был реальный Джамбул более или менее известным акыном своего небольшого племени. За пределами аулов шапрашты его мало кто знал. К моменту исторического перелома 1917 г. возраст сказителя перевалил за 70, он временами брал в руки домбру, однако давно прекратил деятельность в качестве профессионального акына. Спокойно доживал стариковские годы в окружении детей, внуков и прочих многочисленных родственников. Возился со своим фруктовым садиком в селении, расположенном в красивой предгорной долине (это километрах в 80 от Алматы). Читать и писать не умел (не научился до конца жизни), говорил только по-казахски, русского языка не знал.

Джамбул-миф родился много позднее. В тридцатые годы советской власти потребовались броские пропагандистские подкрепления идеи о том, как дружно и счастливо живут многочисленные народы страны, большие и малые. Прежде, при царях, они жили плохо, а теперь, при Советах, расцвели и славят великого Сталина за неустанную заботу об их, народов, благе. Перед местными партийными органами поставлена была задача сыскать в гуще каждого народа поэтов, музыкантов, художников, которые могли бы прославлять социалистические достижения.

В литературе первой такой раскрученной знаменитостью стал Сулейман Стальский (1869 - 1937), неграмотный лезгин из дагестанского аула. Народный поэт-ашуг. Максим Горький притащил Сулеймана в Москву на первый съезд писателей (1934 г.), усадил в президиум и объявил "Гомером 20 века". Призвал выявлять подобные таланты на всех национальных окраинах и во всех глубинках, где они, несомненно, ховаются во множестве.

Руководство Казахстана быстро смекнуло, что было бы очень выгодно на этой волне создать собственный "бренд". Срочно принялись искать какого-нибудь акына, дабы можно было предъявить его на мероприятиях предстоящей декады искусства Казахстана в Москве (она состоялась в мае 1936 г.). Искать по дальним аулам времени не было, поэтому учинили розыск в ближних окрестностях столицы Казахстана. Нашли в одном из колхозов 90-летнего Джамбула, привезли в Алма-Ату, приодели, проинструктировали, быстренько опубликовали под его именем в газетах стихотворение «Туған елім» («Моя Родина»), переведённое на русский язык Павлом.

Дальше пошло-поехало (примерно по той же схеме, что с Сулейманом Стальским). Творческая команда казахских и русских поэтов, патронируемая партийными идеологами, принялась резво продвигать бренд "Джамбул". Неграмотный деревенский старик, который уже лет сорок ничего не сочинял, скверно ориентировался в географии и совершенно не ориентировался в политике, вдруг принялся выдавать потоком стихи и поэмы не только о народном счастье, но и о пограничниках Дальнего Востока, горняках-республиканцах испанской Астурии, о нехороших троцкистах и бухаринцах. Ну и, конечно, о великом Сталине, его ближайших сподвижниках.

Трижды свозили его в Москву, разок в Тбилиси (на торжества в честь Шота Руставели, о котором Джамбул, надо думать, никогда прежде не слышал). Избрали депутатом в казахстанский Верховный совет, наградили подряд тремя орденами, дали Сталинскую премию, выделили авто с водителем, приставили персональную бригаду врачей... Для подкрепления легенды о том, что он и прежде, до 1936 года, был великим акыном, срочно "записали" и издали несколько песен, сказаний и обработок казахского фольклора, которые Джамбул распевал как бы ещё в дореволюционные годы. В общем, на трёхтомник очень быстро наработали. Что там от самого Джамбула, а что от компании литераторов, которая его опекала, теперь уже трудно сказать...

Конструкция большинства его стихотворений и поэм сталинского периода незамысловата. Зарифмован ходовой лексический набор из газетных передовиц русскоязычной советской прессы 30-х годов. Если заглянете по ссылкам внизу этой записи, найдёте в моём ЖЖ разбор одного из примеров сгенерированной «казахской поэзии», «Песни о наркоме Ежове». В двухстрочный "авторский" зачин и последующий текст всего лишь вставлены кое-какие словечки с национальным колоритом. Вставь армянские словечки — будет армянская "песнь", вставь чукотские — получится чукотская. В данном случае вставлены слова из обихода казахов — батыр, хан, аул, джайляу. Вот вам получился "Джамбул". Не исключено, что, подобные опусы авторов с национальных окраин вообще сначала писались по-русски, а уж потом переводчики воссоздали "оригинал". Возможно, самого старика Джамбула даже и в известность никто не ставил о подобных трюках.

Стал бы Джамбул возражать, если бы кто-либо потрудился честно растолковать ему, какая неприличная возня происходит вокруг его имени? Не факт. Может, обиделся бы, что многие строфы убоги, но едва ли возмутился бы их содержанию. Во-первых, сочинительство "под заказ" для владык и влиятельных персон — восточная традиция, пришедшая издревле. Про заказчика со временем забудут, а прекрасные стихи останутся, будут жить в народе. Чем нарком хуже хана или высокородного жениха на свадьбе? Не говоря уже про великого "султана" Сталина... Во-вторых, Джамбулу нравилось, что он негаданно стал "сильным" человеком, с которым носятся и которого обеспечивают всеми благами. Рассказывают, что он реально помогал соплеменникам материально, влиял на решение местных проблем, иной раз защищал людей от властей и карательных органов. Если для всего этого нужно, чтобы где-то вдали на неизвестном ему языке печатались какие-то непонятные ему по смыслу стишки за его подписью, — ну так не велика беда.

С лёгкой руки одного из литературных критиков в обиход вошло понятие "джамбулизация". Кажется, это был Евгений Витковский. Имеется в виду поточное производство национальных "гомеров" из любой подвернувшейся фактуры в 30-50-х годах. Вы, наверное, давно недоумеваете, почему в заглавии упомянут Игорь Холманских. А вот потому. Мне представляется, что феномен Холманских из той же серии. Его явление тоже своего рода "джамбулизация", только не поэтическая, а политическая.

Для противопоставления оппозиционерам и очернителям власти ("врагам народа") сейчас понадобились сторонники и защитники этой власти ("люди труда"). Акын из казахских степей и ашуг из горного аула прославляли Сталина, рассказывали, как плохо было до него, обличали троцкистов-бухаринцев. За это получали ордена, машины, деньги, депутатские мандаты, влияние, доступ в самые высокие сферы. Начальник цеха из Нижнего Тагила через телеэкран поддерживает Путина и грозится приехать в Москву, "выйти и отстоять свою стабильность" (которой, ясен пень, до Путина не было), задав жару выступающим против властей уличным протестантам, "бездельникам". За что возвышается до уровня лица, приближённого к президенту, и награждается постом полпреда в Уральском федеральном округе. Проводя аналогию, этакий "Гомер 21 века", найденный и раскрученный придворными идеологами, созданный буквально из ничего...

Оригинал материала с примерами здесь:

http://commentator40.livejournal.com/365661.html

http://commentator40.livejournal.com/365937.html