Журналисты "Эха Москвы" попали в автозак, пытаясь устроить пикет возле СКР
Сотрудники полиции задержали нескольких известных журналистов возле здания Следственного комитета России, которые собирались провести серию одиночных пикетов в поддержку "Новой газеты" и ее шеф-редактора Сергея Соколова, конфликтовавшего с главой СКР Александром Бастрыкиным.
Журналист Сергей Пархоменко сообщил NEWSru.com, что в автозак попали его коллеги Нателла Болтянская, заместитель главного редактора "Эха" Владимир Варфоломеев, корреспондент и ведущая новостей Алина Гребнева, обозреватель Ольга Бычкова. Последняя также сообщила у себя в Twitter, что с ними в автозаке находится Александр Подрабинек. Все они приехали к ОВД "Басманное" и какое-то время ждали возле него в автозаке. Часа через полтора всех отпустили - после "профилактической беседы".
- О конфликте с Бастрыкиным доложили Путину
- Венедиктов: журналист вне политики, но здесь "микрофона не хватит"
- ЕР: эта история подозрительна и неправдоподобна
Как передает "Интерфакс", стражи порядка задержали журналистов, которые собрались вместе, чтобы нарисовать плакаты. Они попытались объяснить полицейским, что они еще не начали серию своих одиночных пикетов, однако, несмотря на это, их проводили в автозак.
Позже в эфире "Эхо Москвы" одна из задержанных, Ольга Бычкова, уточнила, что ее коллега Алина Гребнева успела развернуть частично нарисованный плакат, всем остальным не удалось даже этого.
В Twitter звучат дальнейшие призывы собираться возле здания СКР в поддержку теперь уже задержанных журналистов. У здания СКР в Техническом переулке дежурят несколько сотрудников полиции и бойцов ОМОНа. Небольшой сквер рядом с ведомством оцеплен металлическими заграждениями, здесь припарковано два полицейских автобуса.
Силами других журналистов пикеты все же начались. В Facebook распространена фотография спецкора "Коммерсанта" Ольги Алленовой, которая стоит с плакатом: "Бастрыкин! Давай, до свидания!!!" "Новая газета" пишет, что к пикетам присоединились зам главного редактора The News Times Илья Барабанов, а также Сергей Пархоменко. Последний стоит у здания СК РФ с большим плакатом в руках: "Я журналист. Председатель Следственного комитета угрожал убийством моему коллеге Сергею Соколову. Я требую независимого расследования".
Потом к пикету присоединилась журналистка "Новой газеты" Диана Хачатрян. В какой-то момент бывший главный редактор "Большого города" Филипп Дзядко вытащил небольшой плакат: "Бастрыкин, идите лесом".
О конфликте с Бастрыкиным доложили Путину
Президенту Владимиру Путину доложили о публикациях в СМИ по поводу конфликта между главой СКР Александром Бастрыкиным и шеф-редактором "Новой газеты" Сергеем Соколовым. Об этом, как передает "Интерфакс", сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
"Владимиру Путину доложено о сообщениях СМИ на эту тему", - сказал Песков.
Версия ГУ МВД: несколько граждан растянули плакаты в рамках несанкционированного мероприятия
Представитель пресс-службы столичного главка МВД озвучил официальный взгляд на инцидент. "Возле здания СК несколько граждан устроили несанкционированное мероприятие, растянули плакаты. После неоднократных предупреждений о недопустимости подобных действий, на которые они не отреагировали, сотрудники полиции были вынуждены задержать участников несанкционированного мероприятия, среди которых оказались и представители СМИ", - цитирует "Интерфакс" заявление пресс-службы.
Там подчеркнули, что "журналисты пришли на акцию не как представители СМИ, а как ее участники и организаторы". "Все задержанные доставлены в отдел полиции, решается вопрос о привлечение их к ответственности", - сообщили в пресс-службе главка.
"Лесное дело"
Напомним, в среду утром главред "Новой" Дмитрий Муратов обратился к главе СК РФ с открытым письмом. Оказывается, Сергея Соколова на днях против воли вывозили в лес, где глава СК Александр Бастрыкин "в крайне экспрессивном состоянии грубо угрожал жизни" журналиста. Тот по соображениям безопасности временно покинул Россию.
Ранее, после подозрительно мягкого приговора Сергею Цеповязу - одному из главных фигурантов нашумевшего дела об убийстве 12 человек в кубанской станице Кущевская - Соколов написал критическую статью с резкими выпадами в адрес властей.
Возмутившись, глава СК потребовал извинений и пригласил автора с собой на совещание в Нальчик. Там Соколов лично принес извинения за "эмоциональный перехлест", как пишет Муратов, но задал ряд вопросов по сути расследования. Однако Бастрыкин публично и жестко отчитал журналиста и извинений не принял, заявив: "Вы себе позволяете такие слова в общероссийской газете и хотите отделаться такими извинениями? В царское время за это на дуэль вызывали". Аудиозапись этого спора внезапно опубликовал в среду сайт LifeNews.
Об этом написали многие СМИ, но никому не было известно, что после возвращения самолета председателя СК в Москву приглашенного им же Сергея Соколова без объяснений причин усадили в машину охранники и вывезли в лес.
Дальнейшее Муратов описывает так: "Там Вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине. Мы не хотим мельчить, Александр Иванович, не хотим участвовать в клановой войне силовиков, и поэтому не цитируем то, что Вы в крайне экспрессивном состоянии высказали Соколову о газете, редакционной политике, как Вы охарактеризовали нашего погибшего обозревателя Политковскую. <…> ...жестокая правда в том, что Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя. И даже удачно пошутили, заметив, что сами же это дело и будете вести…"
Ни сам Бастрыкин, ни представители его ведомства скандал никак не прокомментировали.
Венедиктов: журналист вне политики, но здесь "микрофона не хватит"
"Эхо Москвы" в разделе "блоги" распространило заявление своего главного редактора Алексея Венедиктова, который поддержал своих сотрудников.
"Вообще-то я, как главный редактор, противник участия журналистов в политических митингах и демонстрациях. Считаю, что наличие пера, микрофона или телекамеры достаточны для выражения собственного мнения. За одним исключением - журналисты могут и должны публично выражать солидарность, если их коллег лишают работы, угрожают им или убивают их. Здесь явно микрофона не хватит", - говорится в тексте Венедиктова. Он подчеркнул, что полностью поддерживает своих журналистов, вставших на пикет в поддержку коллеги.
Позже в комментарии "Московским новостям" Венедиктов заявил, что происходящее, возможно, первый прецедент работы нового закона о митингах. Хотя одиночный пикет не требует согласования, он может быть признан судом единой акцией, то есть превращением пикета в демонстрацию, шествие или стояние.
Главред сказал, что скорее всего поедет разбираться на место инцидента, а также "общаться с разными людьми".
Что касается Бастрыкина, то с ним Венедиктов не может пообщаться уже два дня - он не подходит к телефону, его нет на месте.
"Естественно, я эту ситуацию, я имею в виду с "Новой газетой", знал уже пять дней, именно поэтому я пытался найти Александра Ивановича. Мне это не удалось даже на приеме в Кремле вчерашнем. С Муратовым я разговаривал сегодня утром после того, как он опубликовал это письмо. Я выражаю солидарность с Димой Муратовым, который требует ответить на вопросы, было это ли не было", - заявил Венедиктов.
ЕР: эта история подозрительна и неправдоподобна
Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сомневается в правдивости изложенной в среду в "Новой газете" истории, передает "Интерфакс".
"Со стороны эта история выглядит очень подозрительно и неправдоподобно", - заявила Яровая. По ее словам, первое, что настораживает, - это недельное молчание журналиста. "На мой взгляд, все это выглядит очень странно, потому что любой нормальный человек, а уж тем более журналист, если в его отношении совершаются какие-то действия, которые можно было бы рассматривать как противоправные, вряд ли будет ждать неделю, чтобы потом делать громкие заявления", - сказала она.
Кроме того, полагает Яровая, нельзя не обратить внимание на то, что история конфликта была обнародована после того, как в отношении "так называемых лидеров оппозиции были проведены определенные процессуальные действия, обыски". "Случайно это совпало? А, может быть, не случайно", - заметила руководитель комитета.
То есть подчеркнула она, "есть вопросы, которые требуют ответа, и пока нет повода для утверждений, и, тем более, серьезных обвинений". "Что мешало, если бы это было правдой, заявить сразу", - повторила депутат.