Террариум единомышленников
Пожалуй, впору открывать рубрику «Прозрение месяца». За последнее время мы регулярно обнаруживаем, как какая-то очередная крупная фигура, символизирующая путинский режим, вдруг начинает говорить о наличии в этом режиме серьезных недостатков. То Сергей Миронов прозревал вместе со всей своей партией, то Ксения Собчак, то Глеб Павловский… Теперь на передний план вышел Александр Хинштейн — один из немногих сильных полемистов, отстаивавших позиции «Единой России» в ходе парламентской кампании конца прошлого года. Он обрушился с жесткой критикой на Александра Бастрыкина — главу Следственного комитета, который откровенно угрожал заместителю главного редактора «Новой газеты» Сергею Соколову.
Честно говоря, нелегко понять, как можно одновременно разоблачать Следственный комитет и призывать поддерживать «Единую Россию». Как сказал бы Владимир Владимирович (только не Путин, а Маяковский), Бастрыкин и партия — близнецы-братья. Голосуя за «Единую Россию», наш избиратель легитимизировал политическую систему, при которой глава Следственного комитета и другие силовики могут делать с нами все что угодно.
Парламентарии ведь нужны, помимо всего прочего, для того, чтобы при возникновении казуса Бастрыкина быстро организовать парламентское расследование. Журналистское расследование высокий чин запросто может проигнорировать, а вот вызов на заседание Государственной думы — нет. Кроме того, вывод парламентской комиссии труднее будет проигнорировать президенту, тогда как в разоблачительные публикации журналистов глава государства может не заглядывать.
Трудно поверить, что партия Хинштейна всерьез возьмется за Бастрыкина. Не для того единороссы существуют. У них — иной список задач.
Впрочем, мы сейчас не будем выяснять, каким образом уживаются в душе депутата Хинштейна любовь к «Единой России» и жестко критическое отношение к г-ну Бастрыкину. Со своей душой Хинштейн разберется сам. Данная история (как, впрочем, и истории Миронова, Собчак, Павловского, а также многих других) интересна тем, что она раскрывает истинное устройство путинского режима.
На первый взгляд кажется, что сегодня сошлись стенка на стенку две политических силы — Кремль и Болотная, власть и оппозиция, жирующая плутократия и бунтующая улица. Однако подобное впечатление возникает лишь потому, что улица прямо провозглашает свои лозунги.
Увы, одновременно с этим улица демонстрирует свое бессилие. Она не может свергнуть власть, она не может добиться честных выборов, она не может даже защитить своих лидеров от произвола. Нравится нам это или не нравится, но такова политическая реальность. А потому множество противников путинского режима находится отнюдь не на улице, а в коридорах власти. Это люди прагматичные, которые отличаются от протестующих не тем, что любят режим, а тем, что пытаются сочетать нелюбовь к режиму с получением всякого рода благ, которые этот режим дает. И презирают они улицу отнюдь не за ее политическую позицию, а за наивность и отсутствие прагматизма. Подобная публика есть в правительстве, в «Единой России», в подконтрольных режиму СМИ и т. д.
Особенность текущего момента состоит в том, что риски от сохранения режима даже для людей, которые демонстрировали ему полную лояльность, начинают постепенно превышать получаемые выгоды. Большая часть тех, кто долгое время получал эти выгоды, реагирует на происходящее молча. Они просто приобретают недвижимость за границей, отправляют туда семьи и капиталы, что позволяет в любой момент полностью порвать с Россией, даже не отказываясь от статуса члена «Единой России». Меньшая же часть публично произносит слова, демонстрирующие свое недовольство. И много при этом теряет. Сколько конкретно — показывает, например, случай с Ксенией Собчак, где величину потерь можно измерить в иностранной валюте с точностью до цента.
Происходящее сегодня свидетельствует, что у режима нет опоры в виде привилегированного класса людей, долгое время кормившихся у него с рук. Все они относятся друг к другу как змеи, запертые в тесной банке. Опора режима одна: личная харизма Путина, который на своем горбу может втягивать в парламент единороссов, может удерживать Сечина, Бастрыкина, Чурова и прочих «народных любимцев». Если харизма рухнет (а в период надвигающегося экономического кризиса это весьма вероятно), мы увидим любопытную картину. В то время как народ еще будет чесать в затылке, пытаясь разобраться в происходящем, лица, сидящие ошую и одесную престола, начнут публично резать всю правду-матку. О Путине и друг о друге. Причем большинство будет это делать уже из-за границы.
Дмитрий ТРАВИН, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Петербурге