Дата
Автор
Александр Григоренко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Pussy Piot как Аль-Каида

20 июня в Перми в магазине "Пиотровский" состоялась лекция философа Дмитрия Узланера "Постсекулярная философия". Я не философ и, вообще, слабый теоретик, но было интересно. Обсуждалась проблема постсекулярности, возвращения религии в современный мир после долгого периода существования "классической" светской цивилизации.

После лекции была достаточно жаркая дискуссия. Большинство участников, при этом, настаивали на том, что наступление секулярности -это зло и с ним необходимо бороться.

В этой связи обсуждались два события- 11 сентября и Pussy Riot. Первое было точкой, с которой по мнению Узалнера начался постсекулярный мир, второе-... Ну, со-вторым, понятно, бедные девочки, страдающие от мракобесия церкви и т.д.и т.п.религии.

В этой связи я высказал свою точку зрения. Она состоит в том, что считать религию причиной 11 сентября будет неправильно, так же как, неправильно выделять некий постсикулярный период.

Дело не в религии, точнее не только в ней. Проблема в сообществах. Мы живем в период фрагментарного, разделенного на многочисленные сообщества мире. Эти сообщества - абсолютно разные - религиозные, этнические, политические, социальные, сексуальные. При этом, существеуют два типа сообществ.

Первые - традиционные. В них собственно проблем нет, они живут так как жили раньше в системе традиционных ценностей и отношений.Если брать ислам, примером такого сообщества является исмаилиты в Северном Афганистане. Когда-то радикальная секта, она ведет сейчас традиционный тип существования.

Второй тип сообщества - постмодерновый.Например, Аль-Каида. Она была создана вполне себе современными людьми, умеющими пользоваться мобильными, интернетом и современным оружием и т.д. При этом, формально между исмаилитами и Аль-Каидой разницы нет - и те и другие исламские радикалы.Но первые, не воюют со всем миром, а вторые...

Ключ отгадки в словах - вполне современные люди. Усама бен Ладен и его товарищи от рождения вкусили блага современной цивилизации, но в ходе их трапезы выяснилось, что за столом они не первые. Они безнадежно отстали от лидеров конкурентной борьбы и радикадизация стала для них самым простом и понятным способом опередить и уничтожить конкурентов.

Для исмаилитов же воспитанных, как "люди традиционные" - это гонка ничего не значит. Они живут вне ее. Разумеется, они будут воевать, если к ним вторгнуться враги, но они вряд ли начнут войну сами, да еще и со всем миром.
Причем, замечу врагом "модерновых радикалов" могут стать, как и их конкуренты в борьбе, так и традиционные сообщества, в том числе одной с ними ценностной ориентации.Боевики той же Аль-Каиды нисколько не стеснялись убивать своих единоверцев в Афганистане.

Так вот, возвращаясь, к Pussy Riot. Pussy Riot в определенном смысле -это наша русская Аль-Каида, которая, почувствовав проигрыш в конкурентной борьбе вторгалась на территорию традиционных сообществ.
Сначала - это был Кремль, потом Церковь. Отмечу, что традиционные сообщества, вовсе не беззубы, они в этой борьбе способны проявлять и ответную агрессию. .И пример нашей родной православной церкви это доказывает.

Я не случайно сравнил Pussy Piot с Аль-Каидой. И вовсе не потому, что я считаю их злом. Скорее, чтобы показать, что неправильно в данной ситуации вообще считать одну сторону -добром, вторую -добром.

В случае с Pussy Riot мы наблюдаем конфликт между двумя сообществами и признание одного из них правым, не будет означать окончания конфликта. Наоборот, это приведет к эскалации. Единственный путь решения подобных конфликтов - ценностно-правовой. Обе стороны должны признать за другой стороной определенные права, после чего последовательно исключить из списка права, нарушающие права другого сообщества.
В случае с Pussy Riot это м.б. например, запрет первым в проведении концертов в храмах, что является безусловным нарушением прав верующих. И, одновременно, признание Церковью за Pussy Riot права на критику церковных установлений и т.д. Если их (Pussy Piot ) это действительно волнует.

Это может показаться утопией, но примеры таких решений есть - это и ликвидация режима апартеида в ЮАР и примирение протестантов и католиков в Ольстере. Однако, если эти два конфликта и их решения, все же, были единичными, то сейчас мы столкнулись с тем, что количество таких конфликтов возрастет в тысячи раз. Это связано опять с возросшей во много раз фрагментацией нашего общества. Проблема фрагментации усугубляется еще и тем, что структура этой фрагментации зачастую матричная. И единственная альтернатива всеобщей войне всех и вся в этом случае -"межобщинные" переговоры на основе взаимного признания прав.

В таких вот "межобщинных" переговорах лежит на мой взгляд и решение конфликта "Болотной площади" и Кремля. Правда, оговорюсь, для реальных Pussy Riot и прочих Аль-Каид путь для переговоров уже закрыт. Они слишком радикализированы. И в этой радикализации виновата, прежде всего, власть. Она оказалась слишком глухой, не способной почувствовать опасность конфликта и упредить его. Но не насилием -ПЕРЕГОВОРАМИ!