Дата
Автор
Докучаев Дмитрий
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Куда катится фондовый рынок

Завязанный тройным узлом. Российский фондовый рынок переживает непростые времена. Капитализация акций отечественных компаний, обращающихся на бирже, упала на треть за последние 15 месяцев. А фондовый индекс РТС с начала года показывает едва ли не наихудшую динамику среди всех биржевых индикаторов развитых и развивающихся рынков. Что будет с котировками акций дальше — выяснял The New Times
«Мы ждали обвала 18 июня, вроде того, что случился в сентябре 2008 года, — рассказал The New Times знакомый биржевой трейдер. — Но, кажется, пронесло». Речь шла о дне, когда были обнародованы итоги греческих парламентских выборов, за которыми, затаив дыхание, следили не только политики, но и биржевики всего мира. Если бы победу одержали силы, настроенные на выход Греции из еврозоны, фондовые индексы рухнули бы, несмотря на все заверения финансистов, что готовы к такому исходу. Однако в Греции верх взяли проевропейские силы, и хотя события в этой стране еще могут развиваться по-разному, у рынков появилась возможность перевести дух.
Хуже всех
В случае реализации негативного греческого сценария российский фондовый рынок ждал бы обвал, считает трейдер «Региона» Евгений Пищулин: «Если бы индекс РТС пробил уровень 1200 пунктов, выше которого он находился, дорога к 550–600 пунктам оказалась бы для него открыта». А так индекс даже несколько поднялся с 18 июня. Однако это не отменяет того факта, что за последние 15 месяцев капитализация российских публичных компаний уменьшилась почти на треть. Суммарная стоимость акций, которые обращаются на объединенной бирже ММВБ-РТС, снизилась за этот период с 33,1 трлн до 23,5 трлн рублей, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой группы BDO в России. Отступление на рынке происходило по всем позициям: количество обыкновенных и привилегированных акций российских компаний, обращающихся на бирже, за пять месяцев года сократилось с 419 до 407, а только за последний месяц суммарное снижение их стоимости составило 2,8 трлн рублей, или 10,5%.


Ну а российские фондовые индексы с начала года упали гораздо сильнее, чем их европейские и американские «собратья»***Подробнее — в The New Times № 20 от 11 июня 2012 г.. Мало того, если сравнить отечественный индекс РТС (он номинируется в долларах) с ведущими американскими, то картина получается разительная: Dow Jones с начала года подрос на 1,44%, NASDAQ — на 8,53%, S&P500 — на 4,19%, а РТС упал более чем на 10%. Разве что индийский фондовый индекс близок по уровню падения к нашему — он потерял с начала года 28%.
Опрошенные The New Times эксперты объясняют подобные плачевные результаты тем, что российский рынок завязан тройным узлом: во-первых, на него в полной мере влияют мировые риски, во-вторых, добавляются собственные российские политико-экономические проблемы, в-третьих, он кабально зависит от мировых цен на нефть. Сейчас все эти три фактора складываются в достаточно негативный пазл, который и определяет падение отечественных индексов и снижение капитализации российских публичных компаний. «На протяжении всех 5 с лишним месяцев этого года на рынках царило по большей части пессимистическое настроение, поддерживаемое неутешительной ситуацией с долговыми проблемами в еврозоне», — говорит о внешних причинах начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. Прозвучавшие всерьез разговоры о выходе Греции из валютного союза, понижение рейтингов испанских, итальянских, французских банков, не впечатляющая макростатистика из крупнейших мировых финансовых центров — все это породило массовое бегство инвесторов из рискованных активов, к которым относятся и российские бумаги.
На понижение стоимости отечественных «голубых фишек» повлияли и чисто внутренние экономические факторы, добавляет
начальник аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. В частности, рост долговой нагрузки ведущих отечественных компаний и постепенное повышение инфляции в России. Однако главная из внутренних причин — бурный отток капитала из страны, отмечает Карина Артемьева: на начало июня он составил уже $46,5 млрд, и серьезного повода для его возврата из-за рубежа не видно.
Наконец, биржевая практика показывает: наши биржевые индексы охотно колеблются вслед за ценой нефти. А поскольку с начала года черное золото заметно подешевело (цена барреля упала с уровня $125 до $100), просел и весь фондовый рынок: ведь большинство его «голубых фишек» — предприятия сырьевого сектора. «Если мировые рынки будут расти, российские индексы последуют в русле общей тенденции, однако будут отставать от конкурентов, — делает вывод Александр Ковалев, аналитик банка «Капитал». — Если же падение по всему миру продолжится, российские бумаги вновь окажутся в числе аутсайдеров».
Движение идей
*
Динамика котировок российских «голубых фишек» с начала года — это почти сплошная кривая падения. Из общей картины выделяются разве что акции «Полиметалла». В период майских распродаж они практически не упали, а в июне и вовсе обновили максимум. Совершенно очевидно, что этот «золотой» актив играет своеобразную защитную роль на российском рынке. Схожая динамика и у бумаг производителя удобрений «Уралкалия», и у оператора сотовой связи МТС, бумаги которых сумели к июню отыграть все свои потери.
Главными же аутсайдерами стали акции крупнейшего российского агрохолдинга «Разгуляй», потерявшие около 50% своей стоимости из-за негативной динамики на рынке продовольствия. К минимальным значениям скатились и котировки акций компаний электроэнергетики — на волне коррупционных скандалов, потрясших отрасль в начале года.
Несмотря на то что российский фондовый рынок в целом выглядит куда как более слабым, чем конкурирующие рынки, это не означает, что зарабатывать на нем невозможно, отмечают представители инвесткомпаний. Даже в нынешних обстоятельствах существует довольно много рыночных идей, связанных с перспективами той или иной отрасли, либо с отдельными компаниями, либо с акциями, которые расцениваются инвесторами «тихими гаванями», где сподручнее пережидать кризис. В частности, инвесторы внимательно следят за тем, как будет продвигаться утвержденная правительством в начале июня программа приватизации, предполагающая продажу государственных долей в крупнейших российских компаниях: Русгидро, Интер РАО, ФСК, «Роснефти», Сбербанке, ВТБ и других. Сама по себе новость о том, что государство готово уменьшить свою долю в экономике, вызвала локальный рост акций большинства вышеназванных компаний: по ценам «выше рынка» торгуются в июне акции «Транснефти» и ФСК. „

Несмотря на то что российский фондовый рынок в целом выглядит куда как более слабым, чем конкурирующие рынки, это не означает, что зарабатывать на нем невозможно

” Критически настроенные инвесторы, правда, видят проблему в том, что правительственные планы приватизации меняются слишком часто, чтобы воспринимать их всерьез. Первоначально планировалось закончить приватизацию к 2013 году, но по мере изменения цен на нефть снижалась и мотивация правительства, отмечает главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева. «У правительства и администрации президента до сих пор нет единого мнения о целях и сроках приватизации, что серьезно тормозит процесс. Кроме того, в случае снижения цен на нефть у ряда чиновников может появиться аргумент о том, что в таких условиях российские активы значительно недооценены», — предупреждает Цепляева.
С ценой барреля, естественно, тесно скоррелированы котировки акций нефтяных компаний. Пока среди них наиболее привлекательно выглядят акции «Лукойла» благодаря озвученным в последних числах мая планам провести в следующем году публичное размещение акций на бирже в Гонконге. Впрочем, отмечают аналитики, если нефть рухнет до $60 за баррель, никакое размещение в Гонконге, если оно вообще состоится, не спасет бумаги «Лукойла» от падения. Точно так же обстоят дела и с российским банковским сектором. Как бы благосклонно ни отнеслись инвесторы к недавнему поглощению Cбербанком турецкого DenizBank, котировки акций крупнейшего российского розничного госбанка рухнут в случае серьезных проблем у мирового финансового сектора.
Нервное окончание
Говоря о второй половине года, большинство аналитиков сходится на том, что ситуация на финансовых рынках останется чрезвычайно напряженной. Даже если европейские проблемы несколько отойдут на второй план, к осени ожидается очередной виток спекуляций на тему гигантского американского госдолга (104% ВВП). «Гасить» же угрозу кризиса все новыми и новыми мерами стимулирования экономики (то есть накачкой деньгами) американская администрация вряд ли сможет с легкостью — предыдущий опыт показывает, что такие решения чреваты бурными дискуссиями в Конгрессе, которые сами по себе могут изрядно потрясти рынок.
Для российского фондового рынка ситуация усугубляется тем, что отток капиталов из страны продолжается, а также тем, что согласно большинству аналитических прогнозов нефть до конца года обязательно будет дешеветь. При таких раскладах поводов для оптимизма у биржевых игроков немного. Но пессимизм — тоже стимул для действий. По словам трейдера Евгения Пищулина, многие из биржевых игроков начали задумываться, «не пора ли воспользоваться моментом и начать скупать изрядно обесценившиеся акции российских компаний, традиционно считающихся одними из самых недооцененных бумаг в мире».