«Феномен Путина». Часть I
Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.
Е.Евтушенко
Когда Ваш покорный слуга был много моложе и во столько же раз неопытней, он задавался наивным вопросом. Почему соискатели в лётчики, подводники или космонавты проходят профессиональный отбор. А баллотирующиеся на высшие посты в государстве – нет. Что-либо об «общественных комиссиях», дающих рекомендации о профпригодности, например, кандидатов на пост президента или чём-то подобном, слышать мне не как-то приходилось, тем более в нашем Отечестве. Имеются в виду, в первую очередь, научно обоснованные нравственно – психологические оценки, которые могли быть приняты к сведению избирателями, что предполагает предание гласности всей подноготной претендента. Публичная должность обязывает.
И, коль скоро, один небезызвестный на одной из планет нашей Солнечной системы, трижды, с перерывом на премьерство, президент не озаботился заручиться отзывами от авторитетных светил в области человеческой природы, видимо по забывчивости или из соображений экономии бюджетных средств, я решил восполнить этот пробел, естественно безвозмездно. Заранее хочу предупредить, что приводимая ниже выдержка есть результат научных изысканий, а не претензия на оригинальность в публицистическом жанре. Поэтому обиды с чей-либо стороны здесь неуместны, как неуместны претензии к медицинскому диагнозу. Из психологии известно, что все мы, грешные, относимся к одному из типажей, кому как повезёт. Так вот, экземпляр, условно названный «типаж Путина», выглядит следующим образом.
Цитата:
«Психологические состояния: неуверенность, чувство незащищённости, самомнение.
…
Комбинация эго-характеристик: завистливость – педантизм. Комбинация социальных характеристик: мстительность – консерватизм.
Примером «рафинированного» педанта является чеховский литературный герой Беликов. Страх перед окружающим миром – изменчивым и непредсказуемым, присущий педанту, отвращает его от окружающей действительности, порождает стремление оградить себя «оболочкой», чтобы обезопасить от внешних влияний. Но, если индивидуум обуреваем ещё и завистью, то это вынуждает его, вопреки опасениям, искать «место под солнцем». «Чтобы не подумали, что он хуже других». При этом перманентное чувство опасности держит его в постоянном напряжении, заставляет скрупулёзно продумывать свои действия, подстраховываться от случайностей, проводить «отвлекающие манёвры», хитрить. Лицемерие и двуличие – его «тяжёлая артиллерия» от потенциальных угроз. В первом приближении такого человека называют хитрецом. Но данный термин будет неточен, так как не отражает всего многообразия поведенческих оттенков. Социальный опыт для подобных индивидуумов выработал другое определение – «себе на уме».
Интегральная эго-характеристика – «себе на уме».
В социальной жизни педант всегда предстаёт как консерватор. Предсказать, как отразятся общественные изменения на собственном социальном статусе, чаще всего не представляется возможным, а любая неопределённость педанта пугает. А с учётом того, что в данном случае мы имеем дело ещё и с завистником, то фобия гордеца перед непредсказуемыми переменами в сочетании с неуверенностью в себе трансформируются в агрессивный консерватизм. Страх перед непредсказуемым будущим сублимирует все интенции такой личности на активное противостояние любым социальным изменениям. Последние рассматриваются как угроза своему положению.
Будучи «себе на уме», свою агрессию в отстаивании социального статус-кво, что есть, по сути, оборонительная реакция, обусловленная тщательно скрываемым страхом, консерватор камуфлирует демагогией, извращая всё «до наоборот». Как известно, "лучшая оборона - это нападение". И вот уже, в действительности трусливый и мстительный, он представляется героем-борцом, отстаивающим общественные интересы. Мимикрия под героя скрупулёзно обставляется показными атрибутами героизма. Распускание «павлиньего хвоста» героя служит как для запугивания оппонентов, так и для упрочения собственного подложного героического образа среди сторонников, выразителем интересов которых он якобы является. Последние, попросту, вводятся в заблуждение. Имидж героя необходимо постоянно поддерживать, поэтому непрекращающееся лицедейство становится проклятием псевдогероя, не даёт расслабиться ни на минуту, делает рабом собственной «роли».
Интегральная социальная характеристика – подложный героизм.
Историческими персонажами, обладавшими аналогичными личностными качествами, были: А.Д.Меншиков, фаворит Петра Великого; Александр I, 10-й Император всероссийский».
Да... Если бы «скелеты», хранящиеся в «шкафу» носителя выше приведённых «достоинств» вывалились на всеобщее обозрение в самый неподходящий момент, т.е. в период его предвыборных заклинаний, то многие наши простодушные сограждане, поддавшиеся в очередной раз очарованию новоявленного героя, наверное, трижды подумали бы. «А тому ли…» они отдают свой голос. Но, такой казус вряд ли был возможен. «Репертуар» подмостков «для всеобщего обозрения», число которых можно сосчитать по пальцам, определяется «худсоветом», тщательно подобранным «главным режиссёром». Заодно исполняющим обязанности гаранта стабильности, хотя многие, по наивности, считают его гарантом Конституции. Впрочем, результат вряд ли бы изменился. Известно же, что «не важно, как голосуют, важно, как считают». Против этого тезиса «вождя всех народов», подозреваю, кумира нашего гаранта, он, по-видимому, тоже не возражает. Свои приоритеты в этом вопросе обозначены им актом «причисления к лику святых» главного счетовода страны, иначе как можно понять награждение последнего Орденом Александра Невского? Хотя, как увидим чуть ниже, понять несложно.
Говорить о приоритетах, как таковых, субъекта «себе на уме» вообще бессмысленно. Единственный приоритет, который его интересует, – это собственная, как бы это выразится помягче, за…бота. В просторечии, та часть тела, переваливаясь с одного бока которой на другой, самодовольный «с зеркальцами на пёрышках и хвостом-крючком» селезень шествует в центре «ближнего круга» невзрачных, но преданных в доску уток; кстати, оные только то и умеют, что с упорным постоянством своим громким кряканьем оповещают всю округу о великом счастье, выпавшем на долю их стаи, что всевышний ниспослал им такого неповторимого вожака. Разумеется, это умение щедро вознаграждается последним, жалующим приближённую касту недоступными для непосвящённых обильными угодьями. Ну, конечно, не такими злачными, что отобраны для себя любимого, без субординации в этом щепетильном вопросе нельзя. Тем не менее, жаловаться приближённым грех. Утиная жизнь, как говорится, удалась. Но, вернёмся к нашим баранам, в смысле незамысловатым приоритетам обсуждаемого субъекта. В его «зоологической» шкале ценностей всё просто. Отличился в усердии перед моим величеством – изволь, получи. К тому ж, наглядный пример другим, кто ещё не понял, что по чём, – не будь дураком, «крякай» как надо и получишь «утиную жизнь». Чем не синекура.
Премудрые политологи-аналитики всё думают-гадают. Кто возглавит то ведомство? Что стоит за этим назначением? И через раз попадают впросак. Не могут они взять в толк, что критерии отбора у любителя «мочить в сортире» – ни профессионализм, ни общественная репутация. И, даже, не клановая лояльность. Главное – личная преданность «суверену». Основанная на повязанности «общими интересами», либо, почему бы и нет, на бесхитростном восхищении сотворённым кумиром; второстепенные роли можно доверить и простодушным простакам. Зря, что ли, тратятся немалые деньги на создание образа непогрешимого героя – защитника державы. И, поскольку, следы вышеозначенных «общих интересов» тщательно заметаются, то и получается, в итоге, гадание на кофейной гуще. А уж, какую очередную наивную душу, а может как раз наоборот – готовую продаться дьяволу, в конце концов – какая разница, выберёт укротитель «бандерлогов» при назначении на одну из ничего не значащих вакансий, то, чтобы это понять, надо не в послужных списках рыться, а отслеживать скандальные теленовости. Вот, один чудила из Нижнего Тагила вовремя «крякнул» на всю страну, мол, приеду и разберусь с невесть откуда взявшейся оппозицией, обижающей дорогого и любимого. И тут же из начальников цеха угодил в полпреды. Вот как надо делать карьеру. Так что, уважаемые умники, лучше читайте известные сказки. Тогда будете знать, что один «Ду…ремар», может поставить в тупик сто мудрецов. Но, видимо, совсем стали плохи дела у «записного героя» с кадровым резервом обожателей – приходится выискивать их по пролетарским окраинам. И немудрено. Сколько можно играть одну и ту же «роль «Зорро» в театре одного актёра? Даже выдающийся мастер сцены осточертеет. А жизнь, в конце концов, не театр, не смотря на то, что поэт утверждает обратное.