Дата
Автор
Антон Носик
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Исламист возглавил Египет: риски и перспективы

Фото: Reuters Текст: Анастасия Петрова

Победу на президентских выборах в Египте одержал исламист, кандидат от "Братьев мусульман" Мухаммед Мурси. За него, по данным Высшей комиссии по выборам, проголосовало чуть более 51% избирателей. За его соперника, генерала ВВС и бывшего премьер-министра страны Ахмеда Шафика, который считается преемником политики свергнутого президента Хосни Мубарака, свои голоса отдали 48,3% избирателей. Выборы в Египте завершились 17 июня, официальные результаты объявили лишь 24 июня. PublicPost узнал у востоковедов, чего ждать от внутренней и внешней политики Египта.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока


"Сваливание Египта в очередную яму, из которой, вполне возможно, страна не выберется"

В Египте — исламская революция. Победа Мурси означает, что армия не держит удар. Она не смогла отрешить исламистов от власти, как в Алжире. (Впрочем, египетская армия в другой ситуации, чем в Алжире в 1992 году. Тогда вся Северная Африка была исключительно светской. Исламистов давили и в Тунисе, и в Египте, и в Ливии. Алжирцы себе могли это позволить. А теперь алжирская хунта — последняя светская власть в арабском мире после того, как сирийскую опрокинут.) Но, тем не менее, армия явный удар не удержит. Соответственно — либо она будет исламизирована, либо исламистам придется подставить ее под удар, в рамках которого ее уничтожат. А это, безусловно, возможно только в условиях войны с Израилем. Ничего более оптимистичного сказать здесь нельзя.

С экономическими, экологическими, демографическими и прочими проблемами Египта справиться невозможно. Это невозможно никому: ни Мурси, ни какому-либо другому политику. Ожидать при этом, что Египет будет получать достаточно денег от Америки, Саудовской Аравии или Катара — главного спонсора "Братьев мусульман", чтобы кормить практически 100-миллионную страну, когда деньги в казне кончатся (а от 36 миллиардов Мубарака в золотовалютном резерве через год с небольшим осталось 15), не приходится. Как следствие, мы ожидаем сваливание Египта в очередную яму, из которой, вполне возможно, страна не выберется. Не первый раз в истории Египта.

Елена Супонина, арабист, международный обозреватель газеты "Московские новости"


"Победа исламиста это лучшее из всех возможных зол"

Я не разделяю точку зрения тех, кто бьет в набат тревоги из-за победы исламиста в Египте. Это было вполне ожидаемым. Исламисты в этой стране, да и вообще сейчас в арабском мире, очень популярны. Они очень много сделали в социальном плане еще при режнем режиме: они открывали бесплатные, доступные поликлиники для бедноты, школы. Благодаря этому их популярность очень росла. Я лично встречалась и брала интервью у Мухаммеда Мурси. И у меня сложилось впечатление, что этот человек — вполне адекватный, искренний и образованный. Обращает на себя внимание то, что образование он получил не только в Египте, но и в США. Может быть, у него еще нет того лоска, который обычно бывает у более опытных чиновников, но он высказывает очень рациональные идеи и понимает всю серьезность стоящих перед Египтом проблем. И это понимание толкает его к необходимости сотрудничества с другими ведущими политическими силами Египта. Более того, я уверена, между военными в Египте и исламистами сейчас наладились очень тесные контакты, и они пытаются сообща вывести страну из политического и экономического кризиса.

Экономическая ситуация в Египте очень тяжелая: страна сильно зависит от иностранных кредитов и займов, растет безработица, и большими темпами увеличивается численность населения. При 82 миллионах жителей ежегодно прирост населения составляет около 1 млн 300 тысяч человек — это очень много. Это значит, что все больше людей надо кормить, лечить, обучать и обеспечивать рабочими местами. Справиться с этим будет очень тяжело. Кроме того, политическая нестабильность в ближайшее время продолжится. Потому что при всех договоренностях продолжается борьба за власть, и имеются очень серьезные разногласия между различными политическими силами страны по поводу того, каким должно быть будущее Египта и как страна должна выстраивать отношения со своими соседями, в том числе с Израилем. Но, в любом случае, победа исламиста — это лучшее из всех возможных зол, потому что исламисты представляют в Египте реальную силу.

Григорий Косач, профессор Центра современного Востока РГГУ

"Пока рано говорить о кардинальных изменениях внутренней и внешней политики Египта"

У египетских исламистов есть очень четко выраженная идея — больше социальной справедливости. И, скорее всего, эта идея начнет претворяться в жизнь. Более того, эта идея в принципе разделяется всеми участниками политического процесса в Египте. Но пока еще не нужно ждать каких-то очень кардинальных изменений от правления исламистов. Существует ситуация, когда победивший президент и те, кто стоят за его спиной, находятся в состоянии очень серьезного конфликта с Военным советом. И ситуация этого конфликта известна, она развивается последовательно: прежде всего распущен египетский парламент, издан конституционный документ, который в значительной степени ограничивает полномочия египетского президента, сегодня ведутся переговоры между победившим президентом и Военным советом, посредником в которых выступает Барадеи (Мохамед эль-Барадеи — гендиректор МАГАТЭ, планировал выдвигаться в качестве кандидата в президенты Египта — PP). Так что некоторое время еще нужно подождать. Более того, победивший президент уже заявил, что Египет сохранит все действующие соглашения, что Египет будет поддерживать отношения мира со всеми своими соседями. Естественно, если эти соседи не будут на него нападать. Вновь победившего президента уже приветствовала американская администрация, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о том, что Израиль уважает выбор египетского народа. Так что давайте будем ждать. Пока еще рано говорить о каких-то серьезных изменениях египетской внутренней и внешней политики.