Минкомсвязи разработал проект поправок в законодательство о противодействии экстремистской деятельности
25 июня 2012 года был обнародован проект законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования правового регулирования противодействия экстремистской деятельности", разработанный Минкомсвязи России. Документ предусматривает внесение поправок в ряд статей КоАП, закон "О СМИ" и закон "О противодействии экстремистской деятельности"
Законопроект представляется нам неровным, требующим доработки, в ряде положений ухудшающим существующее законодательство, а в некоторых - улучшающим.
Предложенная в законопроекте редакция статьи 20.29 ("Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также их производство либо хранение в целях массового распространения, а равно размещение на сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет гиперссылок на такие материалы") кажется нам однозначно неправомерной, поскольку это предполагает явно расширительное понимание термина "распространение" и, вполне вероятно, может привести к ограничению свободы слова. Таким же опасным, на наш взгляд, является предложенное изменение ч. 1 ст. 13 Закона "О противодействии экстремистской деятельности": приравнивание к распространению экстремистских материалов размещения гиперссылок на такие материалы в интернете.
При этом статью 13.15 КоАП предлагается дополнить примечанием о том, что ответственность за нарушения статей 20.3, 20.29 и 20.31 Кодекса несут редакции средств массовой информации как юридические лица. Таким образом, в частности, станет возможным приостановление деятельности СМИ за обнаруженные на его сайте ссылки на экстремистские материалы.
Дополнение КоАП РФ статьей 20.31 представляется негативным шагом. Ее формулировка фактически повторяет формулировки ст.ст. 282 и 205.2 УК ("Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе" и "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма") и таким образом обессмысливает нововведение. Напомним, нечто подобное предлагалось в законопроекте Мосгордумы 2007 года, похороненного в недрах Государственной Думы, однако в предлагавшейся там формулировке оговаривалось, что подпадающие под нее действия "не содержат уголовно наказуемого деяния", что было спорно, но хотя бы не бессмысленно.
Мы рассматриваем как позитивное предложение дополнить ст. 20.3 КоАП следующим примечанием: "Положение части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в научных исследованиях и энциклопедических статьях, а также в аудиовизуальной и печатной продукции, не содержащей признаков пропаганды и (или) оправдания нацизма и фашизма".
К этому изменению примыкают поправки, предложенные в Закон "О противодействии экстремистской деятельности". Включение оговорок о том, что экстремистской деятельностью не может быть публичное демонстрирование нацистской символики "с явной осуждения нацизма и фашизма либо в научных исследованиях и энциклопедических статьях", а экстремистскими материалами не могут считаться использующие нацистскую символику с той же целью, направлено на устранение расширительного толкования законодательства.Таким образом, появится возможность избежать формально законных, а по сути неправомерных дел о демонстрировании нацистской символики.
Предложенную редакцию ч. 3 ст. 8 Закона, регламентирующую порядок прекращения деятельности СМИ, мы также приветствуем. Согласно ей, деятельность СМИ может быть прекращена после вынесенного предупреждения, если "в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений… либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации" (в действующей редакции Закона основанием для прекращения деятельности является также необжалованное в суде предупреждение или непризнание его судом незаконным).
Источники