Дата
Автор
Диана Хачатрян
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Клеветники России

Благодаря «закону о клевете» критика власти станет практически невозможной

Парламентарий, за которым в интернет-сообществе закрепилось прозвище Паша-клевета, спешит заметить: «Это не возвращение прежней нормы, а совершенно иная статья». Например, новым законом предусмотрены санкции за клевету с использованием служебного положения, за клеветнические сведения о совершении преступления сексуального характера и о болезни, вызывающей отвращение...

Спустя семь месяцев, сегодня, в пятницу, 13 июля, в Уголовный кодекс РФ может вернуться статья о клевете. На очереди «закон об оскорблении».

Статью 129 УК РФ («Клевета») декриминализировал в декабре прошлого года Дмитрий Медведев. Тогда клевету и оскорбление перевели в разряд административных нарушений: гражданам за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, грозило до трех тысяч рублей штрафа, должностным и юридическим лицам, СМИ и журналистам — до пятисот тысяч рублей.

Если инициатива бывшего президента была «направлена на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства», то сегодняшний проект депутатов от «Единой России» — на усиление ответственности. «В соответствии с Конституцией достоинство личности охраняется государством», — говорится в пояснительной записке.

«Может быть, и другие инициативы Медведева, например, запрет на арест предпринимателей до суда, тоже вернуть?» — поинтересовался депутат от КПРФ Борис Кашин. Коммунист, как и другие представители оппозиции, уверен, что «клеветнический» закон — очередной шаг власти в борьбе с протестной активностью. Впрочем, сами инициаторы изменения закона своих намерений не скрывают. «Статья о клевете будет защищать нас от лиц, которые желают использовать свои выступления для корыстных, политических целей», — говорит один из авторов законопроекта, глава Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Парламентарий, за которым в интернет-сообществе закрепилось прозвище Паша-клевета, спешит заметить: «Это не возвращение прежней нормы, а совершенно иная статья».

Например, новым законом предусмотрены санкции за клевету с использованием служебного положения, за клеветнические сведения о совершении преступления сексуального характера и о болезни, вызывающей отвращение. «А что это за болезнь? — недоумевает депутат от ЛДПР Сергей Иванов.

— Например, нарциссизм вызывает отвращение, а боязнь начальства? Вы теперь список болезней отдельным составом принимать будете?»

Крашенинников предлагает наказывать за клевету штрафами, которые существенно возрастут, обязательными работами, а также лишением свободы. Парламентарий считает, что «ложное обвинение гражданина в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления — психологическое насилие, недопустимое в цивилизованном обществе». Так, например, за обвинение в убийстве или терроре закон должен карать максимально жестко — до пяти лет лишения свободы. Инициаторы документа ссылаются на американский опыт, где за потерянную репутацию можно получить и того больше — 10 лет. «А в некоторых странах за клевету камнями забивают», — делится знаниями депутат от ЛДПР Сергей Иванов.

Впрочем, Крашенинников не исключает, что ко второму чтению парламентарии «ограничатся только рублем», изъяв из документа санкцию в виде лишения свободы. По-видимому, депутаты получили «сигнал» от президента Путина, который накануне пленарного заседания «впечатлился» встречей с правозащитниками и пошел на уступки. Возвращение статьи о клевете Путин поддержал, но при этом уточнил, что, по его мнению, документ должен ограничиваться наказаниями в виде материальных штрафов. Тем не менее пойти на смягчение депутаты обязались пока только на словах. Законопроект в первом чтении исключительно голосами депутатов от фракции «Единая Россия» (три другие фракции — КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР — голосовали против)принят со всеми тремя мерами наказания. Второе и третье чтения документа намечены на один день —пятницу, 13-е.

Глава Комитета по законодательству отмечает, что к следующему обсуждению в проект будут внесены поправки — «уголовные санкции за клевету в отношении судей, присяжных заседателей», а в осеннюю сессию вернется в Уголовный кодекс и статья за оскорбление. Крашенинников уверил собравшихся, что «закон о клевете» будет распространяться на всех без исключения. Депутаты от оппозиции в этом сильно сомневаются и обвиняют единороссов в том, что они написали закон для чиновников и против граждан. «Любой чиновник сможет добиться возбуждения уголовного дела против гражданина. И наоборот, практически никогда гражданин не сможет добиться возбуждения уголовного дела против чиновника», — сетовал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он также добавил, что при нашей судебной системе «закон о клевете» вооружает тех, кто никакой критики не хочет слышать в свой адрес.

Коммунист Юрий Синельщиков обращает внимание парламентариев на то, что раньше клевета относилась к делам частного обвинения. Все судебные издержки оплачивали стороны спора, теперь же предлагается перевести конфликт в публичную плоскость. Народный избранник считает, что такого вторжения государства в частную жизнь своих граждан наша история не знала даже в сталинскую эпоху. «Если Иван в пьяной компании необоснованно обвинит Петра в краже у него гуся, а на следующий день после протрезвления Петр простит Ивана, то правоохранители все равно привлекут Ивана к уголовной ответственности?» — недоумевает он.

Соавтор законопроекта депутат от «Единой России» Александр Хинштейн уверен: «Страдания, которые причиняют клеветники своими действиями: умирают люди, рушатся семьи, судьбы, оценивать в две тысячи рублей недостойно. Если кто-то говорит о другом, что он дурак, — это не клевета. А вот если кто-то скажет о другом, что он вор, это — клевета». Единоросс сообщает, что председатели Союза журналистов России и Москвы, а также комиссии Общественной палаты по свободе слова уполномочили его заявить с трибуны, что профессиональное журналистское сообщество, при условии доработки закона ко второму чтению и изъятия из него реального срока наказания, поддержит эти инициативы. «Неслучайно среди авторов этого закона профессиональные журналисты — Борис Резник, Михаил Маркелов и ваш покорный слуга», — гордо заявляет Хинштейн.

Между тем в интернете открыта кампания по сбору подписей против «закона о клевете». И среди подписантов много журналистов, которые не разделяют точку зрения своих цеховых союзов.