Рынок труда в России растет за счет тех, кто не платит налоги

Примерно каждого третьего россиянина, занятого в экономике, Росстат отнес к теневому сектору. Рынок труда растет за счет неформальной занятости, пишут "Ведомости" (№ 138, от 26 июля), анализирующие статистику Росстата.
Почти 22 млн человек — порядка 30% занятых в экономике — работники неформального (нерегулируемого, ненаблюдаемого) сектора, например, незарегистрированные самозанятые (без статуса ИП), фермеры, работающие на физических лиц (няни, домработницы), в семейном микробизнесе
Тенденция сокращения занятости в корпоративном секторе и роста в неформальном продолжалась все 2000-е гг., включая период бурного роста экономики, отмечает газета. За 2008-2010 гг. число ликвидированных рабочих мест превышало созданные в среднем на 2,1% ежегодно.
В развитых странах создается 10-15% новых рабочих мест в год, в России — 8-9% (примерно 4 млн), это характеризует экономику как очень вялую, считает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон, соавтор исследования «Движение рабочих мест в российской экономике: в поисках созидательного разрушения».
Кроме того, оборот рабочей силы в России при отсутствии прироста новых рабочих мест слишком высок: ежегодно примерно пятая часть занятых меняет место работы. Две трети таких перемещений — «холостой» оборот, т. е. перемещение между «старыми» рабочими местами. Когда люди все время движутся, а структура рабочих мест не меняется, инвестиции в человеческий капитал невыгодны.
Сокращение занятости в корпоративном секторе и рост в неформальном — отражение качества бизнес-климата, указывают эксперты. Неформальный сектор не отличается высокой производительностью труда, высокими заработками и уплатой налогов, в частности взносов в Пенсионный фонд.
Структура пенсионной системы никак не стимулирует человека работать в формальном секторе, и даже наоборот — дестимулирует: основная часть взносов идет на текущие выплаты пенсий, связь между взносами и будущими пенсиями неочевидна, отмечает Анна Лукьянова из Высшей школы экономики.