В России судьями становятся бывшие прокуроры, адвокатов - менее 1%

В России судьями становятся в подавляющем большинстве работники судов, прокуроры и следователи. Бывших адвокатов в судах – менее 1%. Такую статистику приводит "Независимая газета".
В соответствии с данными Верховного суда, 93,4% судей пришли в областные суды из районных и городских инстанций. Речь идет о людях, давно встроенных в систему, составивших карьеру в залах заседаний, куда попали в качестве секретарей по молодости лет. За ними следуют прокурорские работники – 2,65%. Затем – преподаватели юридических дисциплин вузов, юристы госорганов, консультанты судов, сотрудники МВД и следователи. Бывших адвокатов в этом списке двое. То есть – 0,2%.
Похожая статистика среди судей районного звена. Между тем именно адвокаты, которых в стране 65 тыс., имеют опыт отстаивания прав граждан. Пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов указывает, что в прошлом году от представителей этого сообщества поступило 61 заявление. Всего же были приняты 11 человек.
"Адвокаты для прокуроров и следователей – априори непорядочные люди, – объясняет адвокат с 33-летним стажем Раиса Гонопольская. – Отсюда такой же настрой у судей – бывших правоохранителей". Формирование судов за счет бывших следователей, прокуроров и помощников судьи «катастрофически неправильно», уверен представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах РФ Михаил Барщевский. В Европе, напоминает он, формально нельзя стать судьей, не проработав несколько лет адвокатом.
Бывший депутат Госдумы Олег Шеин, проигравший недавно суд по оспориванию результатов выборов мэра Астрахани, считает, что "результатом стало сращивание судейского корпуса с правоохранительными органами, обвинительный характер судебных разбирательств. У нас за последние два года было вынесено около миллиона приговоров, из них оправдательных – 713, то есть менее 0,1%. Для сравнения: при Сталине оправдательных было около 15%, при Брежневе – около 30%".
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова указывает выход из ситуации: следует покончить с "процентоманией" в этой сфере, сейчас отмена любого судебного акта для судьи – показатель отрицательный. Нельзя допускать, чтобы судью наказывали за решения, которые не нравятся вышестоящему начальству. Председатели сегодня являются работодателями для судей, что неправильно. Следует также ввести обязательную аудиозапись всех судебных заседаний – вместо ненужной видеосъемки. "Сегодня аудиозаписи, которые предъявляют стороны, отвергаются в вышестоящем суде, говорит Морщакова, поэтому они должны вестись судьями – например, чтобы потом можно было проверить, что происходило в первой инстанции".