Адвокаты Pussy Riot обвинили суд в пытках активисток: их не кормят и не дают спать
На продолжающемся в Хамовническом суде Москвы во вторник процессе по делу Pussy Riot адвокат подсудимых обвинила суд в пытках, заявив, что активисток не кормят и не дают им спать. Виолетта Волкова сообщала на заседании, что одна из обвиняемых Мария Алехина просит суд предоставить ей время для сна, еды и подготовки к процессу. Как отметила адвокат, после вчерашнего заседания, которое закончилось около 22 часов, девушек поздно доставили в СИЗО.
Судья Марина Сырова не стала слушать просьбу защиты до конца, пояснив, что сейчас очередь обвинения представлять доказательства, а ходатайства можно было заявлять только на первом заседании, сообщает РИА "Новости". В ответ защитники потребовали отвода судьи, однако и на это ими был получен отказ - Сырова сослалась на обсуждение этого вопроса ранее.
Первое заседание в понедельник продолжалось 11 часов с небольшими перерывами. Этот факт вызвал возмущение защитников, которые заявили ходатайство об отводе судьи, но в его удовлетворении было отказано.
- Православные активисты предложили "отлучить" Pussy Riot от России
- Западу процесс видится "абсурдом и средневековьем"
- Так же считает Навальный, сам ставший фигурантом уголовного дела
- Скрипка, Лагутенко и Сукачев в Лондоне испугались футболки в поддержку Pussy Riot
"Хамовническая инквизиция"
Во вторник продолжился опрос потерпевших. Показания дал алтарник храма Христа Спасителя Василий Цыганюк. Обвиняемая Алехина спросила у мужчины, слышал ли он зачитанные адвокатами накануне извинения активисток. "Я услышал извинения. Но они должны быть сердечными, а не текстом на бумаге", - заметил потерпевший. На что Алехина сказала, что с радостью зачитала бы их лично, но у нее не было такой возможности. Подсудимая поинтересовалась, принял ли алтарник их извинения. "Я их принял", - цитирует слова Цыганюка "Интерфакс".
По словам потерпевшего, алтарником он служит с детства, а в храме Христа Спасителя исполняет эти обязанности в течение года. Мужчина заявил суду, что, увидев, как девушки скачут на амвоне, он расстроился. Алтарник отказался предъявлять материальный иск за нанесенный моральный вред и попросил суд принять справедливое решение.
А вот охранник храма Христа Спасителя, также выступивший на суде, заявил, что из-за перформанса Pussy Riot долго не мог прийти в себя. "За 10 лет никогда не видел такого в храме. Я был просто в оцепенении... Из-за всего этого я два месяца не мог выйти на работу", - заметил Сергей Белоглазов.Однако потерпевший подчеркнул, что не держит зла на подсудимых: "Я как верующий готов их простить, и не держу на них зла. Я думаю, что они не ведали, что творят", - сказал охранник.
В целом же происходящее второй день в Хамовническом суде вызывает оторопь у наблюдателей, которые следили за происходящим сначала по видеотрансляции, а когда ее запретили - по текстовым трансляциям. В медиасообществе и среди неравнодушных все чаще появляются одинаковые оценки: "средневековье", "мракобесие", "инквизиция" и тому подобные.
Например, несколько цитат из онлайн-трансляции "Новой газеты".
Алтарник Павел Железов описывает, как одна из девушек, вырвавшись от него, начала креститься. Судья: "Она крестилась, как все граждане крестятся?" Железов: "Я не помню точно. Но по сути крестилась пародийно, сатирически. Люди должны креститься с благоговением, небыстро. А она крестилась как-то резко. Это не то крестное знамение, которым должны себя осенять православные христиане".
Адвокат Волкова спрашивает у Железова: "В ценности христианства входит прощение?" Железов - судье: "Отвечать?" Судья кивает. Железов: "Любой верующий человек должен стараться уметь прощать". Волкова: "Вы умеете прощать?" Железов: "Стараюсь".
Чуть позже адвокат Марк Фейгин задает вопросы охраннику храма Сергею Белоглазову: "Какие инструкции существуют у ЧОП "Колокол" на случай хулиганства в храме?" Ответ: "задержать нарушителя и передать в руки полиции". "Почему же вы отпустили девушек?" "Я не отпускал, а передал в руки другому сотруднику..." Из дальнейшего диалога выясняется, что девушки не показались охраннику чересчур опасными: "Вот если икону разорвут, то мы в полицию доставим, или в Кащенко..." Тут же вопрос Фейгина: "То есть, с вашей точки зрения, нарушение не было значительным?" Судья кричит "Вопрос снят!" одновременно с адвокатом Белоглазова, который к чему-то сообщает: "Согласно 51-й статье Конституции вы не обязаны свидетельствовать против себя!"
Сергей Виноградов, замглавного энергетика Фонда храма Христа Спасителя: "Я увидел абсолютное бесчинство лиц на солее: скачки, размахивание тем, что есть - руками, а в конце падение на колени. Мне удалось совместно еще с одним человеком одну из представительниц, которые были на солее, схватить левой рукой. Снял колпак на голове - оказалась Алехина Мария. К охране перепроводил и вернулся к своим обязаностям. Я наблюдал их действо 15 секунд, но время относительно. Иногда это значимее, чем час. Это сходка на Лысой горе, а не выступление. Им нарушены морально-этические нормы искусства. Оскорблены мои чувства. Извинения не принимаю. Они неискренни, подготовлены для суда!"
Следующий потерпевший - Татьяна Амосова, "сборщица пожертвований": "Одна кланялась спиной к алтарю, показывала алтарю попу, а в алтаре - Господь!".
Все эти реплики, действительно, мало уместные в правовом государстве XXI века, в блогосфере также часто сравнивают с процессом о "тунеядстве" Иосифа Бродского в 60-е годы. В самиздате широко разошлась запись Фриды Вигдоровой с этого процесса. Многие вещи оттуда, которые давно стали цитатами, действительно перекликаются со стенограммами из Хамовнического суда. Еще одно популярное сравнение - протоколы допросов Джордано Бруно.
Кстати, кто-то из участников смог тайком сфотографировать судью - Марину Сырову. ЗДЕСЬ эта фотография, выложенная в Twitter.
"Этическое" признание вины просят не путать с "уголовным"
Напомним, накануне, в первый день разбирательства по существу адвокат подсудимых Виолетта Волкова зачитала заявление подсудимой Надежды Толоконниковой. От имени группы она принесла извинения верующим, чувства которых оскорбило выступление Pussy Riot в храме. Своей вину активистка не признала, отметив, однако, что это не означает, что они не готовы объяснять свои действия и не признают ошибки.
"Моя этическая оценка панк-молебна Pussy Riot такова: наша этическая ошибка заключалась в том, что мы позволили привнести разрабатываемый нами жанр политического неожиданного панк-выступления в храм. Но мы даже не думали тогда, что для кого-то наши действия будут оскорбительны", - говорилось в заявлении Толоконниковой.
"Если кто-то был оскорблен нашим выступлением в храме Христа Спасителя, то я готова признать, что мы совершили этическую ошибку. Это именно ошибка, поскольку сознательного намерения оскорбить кого-либо мы не имели", - отмечалось в заявлении.
"Наша этическая, подчеркиваю - этическая, а не предусмотренная Уголовным кодексом, вина заключается в том, что мы позволили себе отреагировать на расстроивший нас призыв патриарха голосовать за политика Владимира Владимировича Путина", - зачитала адвокат.
Как отметила в документе Толоконникова, с октября 2011 года она и ее соратницы выступали в самых разных местах Москвы, и везде их действия воспринимались "с юмором, веселостью, в крайнем случае - с иронией". По этой причине девушки "не предполагали, что панк-выступление может кого-то всерьез уязвить или обидеть", заверила автор обращения.
По словам Толоконниковой, выступление в храме Христа Спасителя "не было совершено по мотивам религиозной вражды и ненависти, равно как нет и не было у нас ненависти к социальной группе православных верующих".
Между тем юристы уже посчитали принесенные извинения "непоправимой ошибкой" защиты. Председатель ассоциации адвокатов России "За права человека" Евгений Архипов в интервью РБК daily предположил, что суд может принять это за косвенное признание вины и, учтя это обстоятельство, приговорить девушек к максимальному сроку. По мнению юриста, активисткам не следовало извиняться перед верующими, так как у них не было намерения оскорбить их своей акцией.
Процесс перенесли в новый зал - журналисты подрались с судебными приставами из-за мест
В понедельник заседание по делу Pussy Riot проходило в зале, где в конце 2010 года был вынесен приговор по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева. Однако во вторник заседание было перенесено в новый зал. Из-за его значительно меньшей площади более 30 журналистов не смогли попасть на процесс, сообщает "Интерфакс".
Пресс-секретарь Хамовнического суда Москвы Дарья Лях, сообщив о замене зала заседания, отметила, что на процесс теперь могут попасть только около 10 журналистов. В зале большую часть мест занимают девять потерпевших и родственники обвиняемых.
Возле зала скопилось достаточно большое число представителей СМИ, для того чтобы попасть внутрь, журналисты вступили в перепалку и небольшую потасовку с судебными приставами, передает корреспондент агентства. В итоге внутрь попали только журналисты информационных агентств и около восьми-девяти сотрудников газет и интернет-изданий.
Число заступников Pussy Riot растет, а православные активисты предлагают "отлучить" девушек от России
Как известно, скандальное выступление участниц Pussy Riot состоялось 21 февраля 2012 года. Тогда пять девушек, закрыв лица разноцветными масками, устроили "панк-молебен" с рефреном "Богородица, Путина прогони" в храме Христа Спасителя. Выходка вызвала широкий общественный резонанс, три подозреваемых в хулиганстве девушки были вскоре взяты под стражу. В отношении них возбуждено дело по статье 213 УК РФ, предусматривающей до 7 лет лишения свободы. 20 июля Хамовнический суд оставил обвиняемых под стражей еще на полгода.
За активисток вступились правозащитники, а также российские и иностранные деятели культуры. По мнению сочувствующих, если девушек и стоило наказывать, то только по административной статье за мелкое хулиганство. Организация Amnesty International признала арестованных участниц Pussy Riot узниками совести.
Число поддерживающих участниц акции людей растет с каждым днем - сегодня процесс по делу Pussy Riot раскритиковал, назвав "средневековьем", известный блоггер Алексей Навальный, которому власти, судя по всему, тоже готовят обвинение - по мнению многих, в связи с его протестной деятельностью. Накануне в поддержку активисток выступили иностранные деятели культуры - британский музыкант Питер Гэбриэл и его соотечественник, актер и писатель Стивен Фрай.
Одновременно активизировались и критики подсудимых. Так, "православные хоругвеносцы" предложили выдворить Pussy Riot из страны, предварительно введя в российское законодательство "символическую статью - отлучение от России".
"Пусть всех их - как во времена Герцена и Бакунина или Гинзбурга и Солженицына - с распростертыми объятьями принимают их цивилизованные западные "братья". Там - где-нибудь в Брюсселе или в Праге - пусть стенают об отсутствии духовных свобод и исполняют свои сонги в католических и протестантских соборах", - цитирует "Интерфакс" слова главы Союза православных хоругвеносцев Леонида Симоновича-Никшича в статье в газете "Завтра".
По его мнению, в российское законодательство нужно внести поправку, чтобы изгонять преступников на Запад по статье "отлучение от России" и не пускать их на родину до "принесения чистосердечного раскаяния всему русскому православному народу".
Как считает Симонович-Никшич, либералы "подняли страшную бучу" вокруг дела Pussy Riot по заданию Тавистокского института Британии (эта некоммерческая организация занимается психоаналитическим исследованием группового и организационного поведения. - Прим. ред.), который велел бить по двум "главнейшим сакральным точкам" - РПЦ и государству.