Прокурор потребовал три года для Pussy Riot
Фото: Reuters Во вторник, 7 августа, Хамовнический суд Москвы продолжил слушания по существу уголовного дела участниц панк-группы Pussy Riot — Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, которые обвиняются в хулиганстве после акции в храме Христа Спасителя.
18.00 "Интерфакс" Девушкам из панк-группы Pussy Riot, устроившим скандальную акцию в храме Христа Спасителя, в среду предоставят возможность выступить с последним словом. После выступления фигурантов с последним словом суд удалится для вынесения приговора.
17.44 PublicPost Суд объявляет перерыв до завтра. Продолжение слушаний назначено на среду, 8 августа, в 11.30.
17.40 PublicPost Самуцевич: "Я признаю, мог быть культурный шок от нашего выступления, но у нас в стране низкий уровень культуры. Современное искусство почти нигде не преподают".
17.39 PublicPost Самуцевич: "Это не мы сделали ХХС политической трибуной. Это заслуга патриарха Кирилла, который очень часто выступал перед выборами президента, когда уговаривал выбирать Путина".
17.39 PublicPost Выходит подсудимая Самуцевич. Она говорит, что дала подробные объяснения, а теперь даст только короткие комментарии.
17.35 PublicPost Алехина говорит, что написала ходатайства сразу после задержания 11 марта, но Ранченков потерял эти ходатайства.
17.32 PublicPost Алехина говорит, что для нее неприемлема ситуация взаимодействия церкви и государства. "Обратите внимание: срань господня — это про ситуацию!". Алехина говорит, что следователь Артем Ранченков обещал девушкам реальный срок.
17.31 PublicPost Алехина: "Я хочу начать с того, что нас надо оправдать. Это очевидно, но не всем".
17.30 PublicPost Толоконникова говорит, что показания повторяются, в частности, "пред постом" говорится несколько раз. Она считает, что Ранченков написал сам эти показания, а люди потом просто подписали готовые документы.
17.28 PublicPost Толоконникова говорит, что хочет поставить под сомнение компетентность следователя Ранченкова и ничего не имеет против показаний. Надежда указывает, что Ранченков не очень грамотно составляет протокол.
17.27 Timur Khorev @TimurKhorev Внезапно фотографы дрейфуют к воротам. В ворота заезжает "КамАЗ"-автозак.
17.27 Евгений Нателашвили, PublicPost Свидетель обвинения Жукова говорила, что женщина может находиться на амвоне. Еще она отметила, что пришла в суд по просьбе администрации церкви, что указывает на давление.
17.23 Timur Khorev @TimurKhorev Ограждение у Хамовнического суда:
17.23 Alisa Obraztsova @P0n04ka А одна из конвоирш тем временем спит. #хамстыд
17.21 Евгений Нателашвили, PublicPost Толоконникова: "Мы не входили в алтарь, мы знаем об этом. Про солею и амвон мы не знали, что женщинам туда нельзя. При этом одна из свидетельниц доказала, что это спорное правило, и многие не знают его точно".
17.20 PublicPost Мы говорили, что хорошо относимся к религии, в частности — к православию. Именно поэтому мы против того, как используют православие.
17.18 Евгений Нателашвили, PublicPost Я приносила и приношу извинения за фразу "Срань господня", но я не хотела оскорбить кого-то. Это идиома, которая описывает предыдущую строчку "черная ряса, золотые погоны", что показывает сращивание церкви и власти.
17.13 PublicPost Толоконникова говорит, что фразой "Срань господня" показывает отношение к политической ситуации. "Патриарх Кирилл рассматривается как политик, как об этом говорил Всеволод Чаплин", — говорит Толоконникова.
17.12 PublicPost Толоконникова: "Мы шуты, скоморохи, может быть, юродивые. Но мы настроены дружественно, мы несем добро. Поэтому мы носим шапки ярких, кислотных цветов".
17.07 PublicPost Продолжается слушание. Вызывают подсудимых. Толоконникова: "Ой, я слушаю-слушаю — и понимаю, что нас не слышат. Может быть, нас не хотят слышать. Если бы прокурор понимал, что такое панк, ему было б легче".
17.00 Николай Полозов @Moscow_advokat Спасибо всем за поддержку и теплые слова. Мы должны продолжать борьбу за свободу Нади, Кати и Маши. Их свобода — наша свобода!
16.57 Марк Фейгин @mark_feygin Признателен всем за похвалы, но я готов пожертвовать и своим красноречием, и самим этим адвокатским статусом ради свободы Нади, Кати, Маши.
16.32 PublicPost Полозов закончил выстуление. Слышны аплодисмены. Суд удалился на 15-минутный перерыв.
16.30 PublicPost Адвокат Полозов: "Почему в #ХХС проводят корпоративы? Почему Boney M не привлекли? Ах да, они же иностранцы. Почему следствие не рассмотрело все выступления Pussy Riot? Почему суд не хочет видеть политической подоплеки?".
16.28 PublicPost Полозов: "В момент панк-молебна никто не молился. Никто не сказал: "Я молился, и мне помешали". Как можно говорить о том, что порядок был нарушен? Все выполняли свою работу. Все сказали, что морально оскорблены. Извините, оскорбление чувств верующих — это административная статья. За это не дают три года. Идем дальше — Конституция еще не закончилась".
16.22 Евгений Нателашвили, PublicPost Судья прервала Полозова: "Может, Вы в сторону суда повернетесь?". "Я на прокурора смотрю," — ответил Полозов.
16.20 Timur Khorev @TimurKhorev Полиция снова пытается не пускать людей за ограждения. Перед оградой — одиночный пикет в защиту пусек. Меня пропустили, так как уже узнают.
16.17 Евгений Нателашвили, PublicPost Слово берет адвокат подсудимых Полозов. "Меньше года назад была организована группа Pussy Riot. Сначала их известность была незначительной. Но благодаря государству их знают во всем мире. Сейчас такое время, что Конституция — это лишь буквы, написанные в книге. Складывается ощущение, что Конституцию позабыли сегодня".
16.13 Евгений Нателашвили, PublicPost Фейгин: "Я считаю, что они должны быть оправданы. Если государство в лице суда отправит их на какой-то срок, то вернуться обратно уже нельзя. Общество не простит государству такое преступление". Фейгин закончил речь. В зале аплодисменты.
16.10 Evgenia Mikheeva @jmi_82 Я в обмороке от речи @mark_feygin. Великолепно!
16.09 Евгений Нателашвили, PublicPost Фейгин: "Церковь настолько близко слилась с государством, что это и привело к 1917 году. Сейчас это может повториться. Почему к этому делу такой широкий интерес — потому что в России нет правосудия. Ты должен превратиться в полное ничто, и, может быть, после этого ты можешь рассчитывать на какое-то снисхождение. У государства ничего не вышло. Им не удалось раздавить личность наших потерпевших".
16.02 Евгений Нателашвили, PublicPost Фейгин: "Они не только не проявляли агрессии и не сопротивлялись — они легко расстались с предметами, добровольно сошли с амвона и солеи, насильственный характер преступления отсутствует. Мы так и не выяснили, каким был моральный ущерб, суд не провел медэкспертизу потерпевших. Подзащитные сказали, что не они авторы клипа. Этот вопрос не рассматривался ни судом, ни следствием".
15.51 Евгений Нателашвили, PublicPost Выступает адвокат подсудимых Марк Фейгин: "21 февраля этого года, в период политических выборов, в ХХС пришли наши подзащитные для проведения одной из своих акций. То, что произошло там, — с самого начала мы считали, что там нет уголовного преступления, а административное правонарушение. Мы говорили это с самого начала".
15.42 PublicPost Волкова: "С 1917 года в России не было процессов по богохульству. В 2012 году время повернулось вспять. Эти женщины находятся здесь не из-за того, что они не так молились и крестились, а за политические убеждения".
15.40 PublicPost Волкова: "Их унижали — это найдет оценку в Европейском суде. Судьи переходили на личности — из процесса в процесс. Суд не допускал свидетелей, специалистов, которые были приглашены в зал суда. 3 августа была попытка недопуска прессы в зал заседаний, была попытка нарушения принципа гласности. В настоящем процессе регулярно и системно нарушались принципы состязательности и равенства сторон. Об этих нарушениях мы говорили постоянно. Гособвинение — как представитель власти, который обязан следить за законом, — ни разу не обратило внимания на эти нарушения. Вы действительно считаете, что это правосудие?".
15.35 PublicPost Волкова: "Я видела, как следствие подделывало документы. Со времени суда нам не было предоставлено ни одной конфеденциальной встречи. Разве это соблюдение прав?". Волкова говорит, что возможность нормально работать у адвокатов отнял суд.
15.27 PublicPost Волкова: "ХХС — имитация культового сооружения, такая же имитация человека, как манекен. Но это никому не надо выяснять — установление истины не нужно ни гособвинению, ни следствию. Иначе как объяснить, почему эти женщины сидят в заключении, не видят своих детей, не видят света! Обвинение доказывает, что Pussy Riot обвалили вековые устои церкви".
15.25 PublicPost Слово берет адвокат Виолетта Волкова. "Откуда государственное обвинение взяло такие слова, как "богохульство", "пляски", "задирание ног"? Ах да, это из писем ключника, муфтия и так далее".
15.10 Alisa Obraztsova @P0n04ka Господин #лялин — проходящему мимо Полозову: "Боритесь, ребята". #хамстыд
14.35 PublicPost В суде объявили перерыв на 40 минут.
14.33 Николай Полозов @Moscow_advokat Пора перерыв, спекшуюся кровь с ушей смыть.
14.33 Николай Полозов @Moscow_advokat Характерно, что наши оппоненты путаются в понятиях "подсудимые" и "потерпевшие". Открытка старику Фрейду.
14.31 Alisa Obraztsova @P0n04ka Адвокаты потерпевших выглядят свежо, явно высыпаются... Адвокаты защиты явно по ночам работают и спят часа по 2.(( Ну-ка, твиты, силы направьте им.
14.31 PublicPost Лялин закончил выступление.
14.30 PublicPost Лялин: "Мы надеялись на некий контакт с подсудимыми. Может быть, мы услышали б какие-то извинения. Но нет. Как было написано у Гарика Губермана: "Я спорю искренне и честно, / Я чистой истины посредник, / И мне совсем неинтересно, / Что говорит мой собеседник". Когда Цыганюк и Белоглазов сказали, что принимают извинения, они не были услышаны. Их пытались запутать, в чем-то уличить. Заметили, что подсудимые извинились, но никто не сказал, что есть потерпевшие, которые их извинили. Сами потерпевшие тоже этого не поняли".
14.25 PublicPost Лялин: "Некоторые считают, что в храм ходят бабушки в платочках. Но это не так — в храм ходят разные люди. Подсудимые не могли представить, что придут свидетели, которые дадут понятные, общедоступные, грамотные показания".
14.20 Татьяна Романова @TataRomanovaYa Лялин: "Наши потерпевшие — это люди, которые встали на защиту поруганного ими права".
14.12 PublicPost Адвокат потерпевших Лялин берет слово: "Когда я начал заниматься этим делом, мое сознание перевернулось. Я понял, что такое гражданская война". "Это не феминизм, это нигилизм. Если нужна философская справка, обратитесь к трудам Ницше", — блещет Лялин.
14.11 PublicPost Адвокат Таратухин переходит на высокие ноты. Зал смеется. Таратухин заканчивает выступление словами: "Это мнение моих подзащитных, я обязан его озвучить".
14.03 Евгений Нателашвили, PublicPost В документе Таратухина важные для него абзацы выделены желтым маркером, как в конспекте.
14.02 PublicPost Таратухин: "Статьей 44 Конституции всем гарантируется свобода творчества. Подсудимых никто не ограничивает в клубах. Они считают это творчеством, а кто-то не считает. И что делать? Есть такая поправка, согласно которой не надо нарушать права других! Хотите громко слушать музыку, а кто-то хочет спать. Надел наушники — и всем хорошо. Это золотое правило поведения: поступай с другим так, как хочешь, чтоб поступали с тобой".
13.59 PublicPost Таратухин: "Говорят, что произошло сращивание церкви и государства. Я такого не вижу. Законы у нас подписывает президент, а не патриарх. Вы тут говорите про демократию (говорит, обращаясь к подсудимым). В демократических странах король часто бывает главой церкви".
13.58 PublicPost Таратухин: "Подсудимые говорят, что они были не согласны с какими-то высказываниями патриарха. Но раз вы боретесь за права женщин — значит, вы пытаетесь добиться того, чтоб у всех были права разные. А разве патриарх выбыл из общества? У него таких прав нет? Один может выступать на митинге, а патриарху говорить ничего нельзя? Он такой же человек, гражданин РФ. Он имеет право высказываться".
13.55 PublicPost Таратухин: "Да, мы говорим так в быту. Если котенок нагадил в углу, мы говорим, что это срань господня, но в этом нет состава перступления. А тут — другое дело. Тут совокупность".
13.51 PublicPost Надежда Толоконникова сонно смотрит на адвоката Таратухина и зевает. Таратухин театрально размахивает руками.
13.50 J.Natelashvili @Jenya_N Таратухин начал речь. Надеюсь, он не будет рассказывать о религии, храме и войне 1812 года столько же, как #Павлова. #таратухин #хамстыд
13.50 PublicPost Адвокат потерпевших Таратухин: "Конституция выстрадана нашим народом, как ни парадоксально это может показаться".
13.49 PublicPost Павлова закончила выступать.
13.45 Радио Свобода @SvobodaRadio "Институт, где училась Алехина, слишком много часов уделил предмету "История тайных учений в культуре". Наверное, там и научилась", — Павлова.
13.45 PublicPost Павлова: "Положительные характеристики не соответствуют действительности хотя бы на основании того, что Толоконникова совокуплялась со своим супругом Верзилиным на глазах у общественности в музее".
13.41 Николай Полозов @Moscow_advokat ОК, ради вас, дорогие мои, не буду жевать жвачку, хоть и хочется, так как закладывает уши.
13.40 PublicPost Павлова: "Положительные характеристики и наличие детей у двух из подсудимых — основание для смягчения приговора". Подсудимые ходили в храмы, чтоб подготовиться к этой акции, считает адвокат.
13.32 Сергей Минаев @SergeiMinaev Учитывая то, что "Пусси" ранили общество в самый амвон, могли бы и на костре сжечь. Три года — гуманно, да.
13.30 PublicPost Павлова: "Душевная боль потерпевших вызывала смех подсудимых". Адвокат Павлова постоянно путает слова "потерпевшие" и "подсудимые".
13.28 Alisa Obraztsova @P0n04ka "Минута — слишком мало, чтобы применять слишком строгое наказание... Потерпевшие показали, что был нарушен сон, давали таблетки"... #павлова
13.18 Николай Полозов @Moscow_advokat Просто МРАК, МРАК, из ушей льется кровь. Остановите ее!
13.16 PublicPost Очень жаль, что подсудимые, которые изучали культурологию, не знают историю церкви и ее законы, говорит Павлова. "У трех из них — гуманитарное образование", — резонно отмечает она.
13.10 PublicPost Павлова: "От обвиняемых мы слышали издевальства и сарказм. Православная церковь находится в рамках государства, и церковь будет соблюдать его законы".
13.08 PublicPost "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят! — говорит Павлова. — Эта поговорка говорит о том, что у церкви есть свобода. В каждом монастыре может быть свой устав".
13.07 Alisa Obraztsova @P0n04ka "ФЕМИНИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ, так как является НЕЕСТЕСТВЕННЫМ проявляением человека, связанного с его жизнью". #павлова
13.00 PublicPost Павлова: "Подсудимые знают, как на самом деле делается крестное знамение. Две из них крещены и когда-то дружно ходили в храм".
12.57 Евгений Нателашвили, PublicPost "Потерпевший охранник Шилин с приходящими в храм разговаривает на 6 языках," — рассказывает о потерпевших Павлова. При этом знает Шилин два иностранных языка, отмечает Павлова.
12.56 PublicPost Адвокат Павлова считает, что пресса обсмеяла показания потерпевших.
12.55 Евгений Нателашвили, PublicPost Павлова обвиняет девушек в том, что они называют свою акцию политической. "Мы делаем вывод: подсудимые не только готовы, но и намерены продолжать проникать в храмы. А может быть, и в мечети, а может, и в синагоги".
12.52 Roman Dobrokhotov @Dobrokhotov Еще в июне Толоконникова говорила: "Нам сказали, что дадут три года, если не признаем вину. Мы будем гнуть свою линию и не сдадимся".
12.52 PublicPost Павлова говорит, что бывает, когда люди выпьют алкоголя, на следующий день им бывает стыдно. Протрезвев, человек извиняется. "У нас — другой случай", — говорит адвокат.
12.51 Михаил Идов @moscowidov На судебном видеооператоре — майка: череп в нацистском шлеме. Это к вопросу о вызывающей одежде и неуважении к обществу.
12.51 Евгений Нателашвили, PublicPost Выступают представители потерпевших. Адвокат Павлова: "Потерпевшие и я поддерживаем в целом точку зрения прокурора Никифорова".
12.50 Евгений Нателашвили, PublicPost На основании обвинения прокурор просит признать виновными и просит наказание для Толоконниковой — 3 года в исправительной колонии общего режима, Самуцевич — 3 года лишения свободы в колонии общего режима и для Алехиной — тоже 3 года лишения свободы.
12.50 PublicPost Прокурор просит в качестве наказания для девушек по три года.
12.48 Евгений Нателашвили, PublicPost Прокурор пытается давить на судью — опять обратился к ней и стал разъяснять, что ХХС не только главный храм, но и дань героям Отечественной войны 1812 года.
12.48 Николай Полозов @Moscow_advokat Прокурор просит 3 года Толоконниковой, Самуцевич — 3 года, Алехиной тоже 3 года.
12.44 Евгений Нателашвили, PublicPost Прокурор неожиданно обратился к исламу — по канонам ислама несогласованная публичная акция требует публичного извинения перед верующими, говорит он.
12.41 Alisa Obraztsova @P0n04ka "В файле слышен голос Нади: "Мы договорились, что выкладывает только один человек". #прокурор #хамстыд
12.35 PublicPost Прокурор: "В храме не было упомянуто имя ни одного политика. Фамилия Путина была упомянута, чтобы спровоцировать разбирательства".
12.33 Евгений Нателашвили, PublicPost В этот момент у адвоката Павловой на весь зал звонит телефон. За неделю слушаний она так ни разу и не отключила звук.
12.29 Евгений Нателашвили, PublicPost "Несмотря на просьбы и мольбы сотрудников храма, девушки цинично продолжали совершать их", — говоря эту фразу, прокурор впервые оторвался от документов и посмотрел прямо на судью. "Толоконникова, Алехина и Самуцевич противопоставили себя церкви. Выразили свою религиозную ненависть и вражду, посягнув на его высокую значимость для религиозного народа".
12.25 PublicPost Прокурор: "Подсудимые совершили панк-молебен не по незнанию правил поведения в церкви, а вопреки этим правилам". Подсудимые наблюдают за зачитыванием обвинения спокойно.
12.19 PublicPost Прокурор: "Бранные слова в тексте песни Pussy Riot были призваны оскорбить верующих. Пляски, громкие выкрики, пение похабных песен под гитару в церкви — оскорбление верующих. Нельзя в храме танцевать, поднимать ноги выше пояса".
12.10 PublicPost Прокурор начинает зачитывать обвинительное заключение. Судья Сырова улыбается. Адвокат Волкова фотографирует на мобильный телефон документы.
После выступления с "панк-молебном" в храме Христа Спасителя на девушек из феминистской группы Pussy Riot началась настоящая охота. Православная общественность требует для них "неотвратимого наказания", гражданские активисты выходят на одиночные пикеты в их защиту.